Дугинизм

Антиопричнина: смысл конфликта

“Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; 
а что сверх этого, то от лукавого” (Мф. 5:37)

dugin2Идеология Дугина и Карпеца не соответствует православной догматике, то есть еретична, но при этом выдает себя за православную. Для официального церковного осуждения этой ереси она должна стать достаточно влиятельной (какими были ереси Л.Толстого или Н.Рериха), но количество ересей весьма велико, чтобы на каждую обращать особое внимание. Лично я обращаю внимание на эту ересь потому, что в свое время основательно ее изучил и потому, что она имеет определенное влияние на концептуализацию всего того круга маргинальных идей, которые в совокупности называются “опричниной”. Я уже не раз описывал это явление. Речь идет о том, что в среде современного русского православно-политического движения, наряду с самыми разными вероучительными девиациями, складывается определенная вульгарная идеология, опасная не столько количеством и качеством своих реальных сторонников, сколько своим стремлением выдавать себя за “истинно русскую” и “истинно православную” идеологию. Таким образом, опасность “неоопричнины” заключается в том, что она искажает и дискредитирует образ русского Православия и, тем самым, играет колоссальную антимиссионерскую и антикатехизаторскую роль. Будучи достаточно полиморфным явлением, “опричнина” всегда шире любого “дугинизма”, но именно “дугинизм” способен сыграть в ней то же самое значение, которое когда-то сыграл марксизм в контексте левых идей. Излагаю основные связующие положения “опричной” идеологии, выражающие ее антихристианскую сущность.   

Подробнее...

О некоторых консерваторах

dug 1Перед началом учебного года нас редко посещают мысли приятные и радостные. Оно и понятно, проблем в сфере образования немало. Но попадаются иной раз такие проблемы, что на их фоне все прочие разом блекнут и оборачиваются сущими пустяками. Вот и мне сейчас как-то не по себе при мысли о неизбежном стремительном обесценивании образовательной марки МГУ — ведущего, как-никак, вуза страны.

Азиатизация гуманитарной науки идет уже не первый год и не первое десятилетие — как грибы после дождя лезут альтернативные «историки», все громче вещают творцы «новых хронологий». Что же, мы живем в свободной стране; каждый желающий считать Солнце Великим Драконом, а Луну — его супругой, неурожаи же соотносить с их семейными ссорами волен издавать книги и объединяться с единомышленниками. Только вот научные степени, добытые на такой ниве, должны быть также альтернативными — а иначе мы доживем до беды. Поэтому, когда я вижу словосочетание «профессор МГУ Александр Дугин», мне делается как-то сумбурно в рассуждении смысла нашего бытия.

Подробнее...

Церковная оценка идеологии А.Г. Дугина

osuzhdugin1В 2002 году Миссионерский отдел Московского Патриархата выпустил Справочник «Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера», в котором в разделе №4, подпунктом 4.9[61] идёт глава «Учение Александра Дугина».

Подробнее...

Нео-евразийство и вера отцов

duginizm1Учение Александра Дугина, несмотря на обилие терминологических и понятийных заимствований, широкий круг привлекаемых источников и традиций, строится достаточно логично и является единым целым, охватывая, по существу, все сферы духовную, геополитическую, социальную. Чтобы подвергнуть анализу учение Дугина, на что мы, конечно, не претендуем, ввиду обилия материала, подлежащего изучению, нужно совлечь всю красочную поэтичность и всю утонченную риторическую систему намеков и ссылок, каковые являются также неотъемлемой частью его философствования. В этом случае мы обнаруживаем основные категории, на которых нанизывается вся его мысль, причем эти категории взаимосоотносимы. Итак, базовые категории философствования Александра Дугина это:

Подробнее...