Consensus Patrum

Оценка диспута между священником Георгием Максимовым и А.Г. Дунаевым

malerАтеистическое богослововедение Дунаева vs. романтического богословствования Осипова.

Многие просят написать о диспуте отца Георгия Максимова с А.Г.Дунаевым в «Доме Лосева» по вопросу о consensus patrum, как будто этот диспут привнес что-то новое в давно известную оппозицию между христианством и сциентистской идеологией под видом богослововедения, но по поводу самого диспута скажу только, что Дунаев пытался произвести впечатление перечислением бесконечных “противоречий” в истории святоотеческого наследия, которые к обсуждаемому вопросу не имели никакого отношения. Этот прием всегда очень хорошо действует на невнимательные умы: чтобы доказать несовершенство основного предмета обсуждения, нужно указать на несовершенство максимального количества сопутствующих ему акциденций.

Подробнее...

Вопросоответы о согласии отцов


Вопрос 1.
Что такое это "согласие отцов" и зачем оно нужно нам?

Edictum Mediolanense

Ответ: Это принцип или лучше сказать, правило, с помощью которого, говоря словами преподобного Викентия Лиринского, можно "узнать... как некоторым верным и как бы общим путем отличать истину веры кафолической от лживости уклонения еретического" и каким образом "узнать обманы и избежать сетей вновь являющихся еретиков и пребыть в здравой вере здравым и целым".

Подробнее...

Принцип "согласия отцов" и современные нападки на него.


Два пути Божественного Откровения

maximov

Любой человек, хотя бы немного читавший наши вероучительные книги, знает, что Православная Церковь верит в Божественное Откровение, которое передано двумя путями: через Священное Писание и Священное Предание. Первое включает в себя библейские книги, а второе обнаружимо через постановления Вселенских и поместных соборов, а также творения святых отцов.

Сама по себе эта вера зиждется на доверии обещанию Спасителя, что «Дух Святой наставит вас на всякую истину» (Ин. 16: 13). О том, что оно касается не одних лишь апостолов, свидетельствуют слова: «Церковь есть столп и утверждение истины» (ср. 1Тим. 3:15). И это обещанное наставление Церкви Духом Святым в истине осуществляется как через соборы, на которых принимается то, что «изволилось Духу Святому» (Деян. 15:28), так и через тех, кого Бог поставил в Церкви учителями (ср. 1Кор. 12:28) – святых отцов.

Такая вера вместе с убежденностью в том, что Христос открыл нам всю необходимую для спасения истину, составляют принцип, который позволяет Православной Церкви оставаться тождественной себе на протяжении многих веков.

Подробнее...