08.04.2016 года на мою электронную почту поступило сообщение с адреса секретариата Синодальной Библейско-Богословской комиссии, в котором было сказано, что «во исполнение резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла» мне направляется «заключение Синодальной библейско-богословской комиссии, подготовленное по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора МДА А.И. Осипова», и что Святейший Патриарх «одобрил заключение СББК и поручил направить его авторам обращения» в качестве ответа.

Не имея возможности скоро связаться со всеми, подписавшими письмо, а также в виду того, что многие люди, узнавшие о письме уже после его отправления, говорили, что они безусловно подписали бы его, узнай о нем ранее, я рассудил, что текст заключения будет правильно опубликовать в сети на том же сайте, где и само письмо. Без всякого сомнения ответ Синодальной комиссии имеет важное значение для всей Русской Православной Церкви, а может быть и для Вселенского Православия, посему с ним полезно будет ознакомиться и всем заинтересованным лицам.

От лица всех причастных, мне хотелось бы высказать благодарность прежде всего самому Святейшему Патриарху Кириллу, а также Митрополиту Илариону – председателю Синодальной Библейско-Богословской комиссии, и всем членам комиссии, благодаря которым появился этот ответ. Мне самому и моим коллегам, к сожалению, неоднократно случалось слышать, что письмо останется без ответа, что это дело «замнут», что богословские вопросы никого не интересуют и даже, что комиссия просто проигнорирует наше обращение. Мы рады, что Святейший Патриарх лично своей резолюцией посрамил всех злопыхателей и вразумил неутверждённых.

Синодальная богословская комиссия Русской Православной Церкви и вместе с ней Святейший Патриарх констатировали, что по всем пяти пунктам, вызывающим смущение у верующих, учения А.И. Осипова и его сторонников НЕ соответствует учению Православной Церкви. Верим, что это положит конец спорам учения проф. Осипова, а также попыткам навязывания этого учения в качестве учения Церкви.

Мы удовлетворены ответом Комиссии по существу и, как и всегда, готовы склонить наши умы перед соборным разумом Святой Матери-Церкви. 

Александр Вячеславович Люлька

Фотокопия ответа (GIF.fole, 650.71 KB, Dimensions: 1080 x 1528)

 

Немедленно в сетевых дискуссиях возник ряд повторяющихся вопросов и возражений, на которые важно дать ответ:

Зачем мы писали письмо?

Уже давно в нашей Церкви наметилось это противостояние: с одной стороны некоторое число людей, до чрезвычайности вдохновлённых тем, чему учит А.И. Осипов, с другой - чада Церкви, не согласные с осиповскими интерпретациями Православного вероучения и убеждённых, что на их глазах в Церковь вносятся какие-то новые мнения, а то и древние ереси. Как обычно бывает, чем раньше конфликт начинает разрешаться, тем лучше для Церкви, потому что со временем страсти только сильнее накаляются и всё больше людей рассматривают мнения профессора МДА, как аутентичное изложение веры. Чтобы разрешить этот вопрос, мы и решили обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу, дабы он своим первосвятительским словом помог всем верным чадам Церкви обрести чёткий ориентир.

Почему мы обратились к Патриарху?

Потому что Патриарх Московский и Всея Руси является нашим правящим архиереем, а епископ и значит «блюститель», то есть тот, кто в своей епархии отвечает пред Богом за хранение веры. Никто не имеет права восхищать его законную власть. Тот факт, что он направил наше письмо в Богословскую комиссию, свидетельствует, что он сам счёл это дело заслуживающим внимания и решения.

Почему мы не обратились к самому профессору Осипову?

Во-первых, некоторые из тех, кто подписал письмо, обращались к Алексею Ильичу лично во время его выступлений, да и все видели видеозаписи лекций и передач, слышали, как ему задавали подобные вопросы. К несчастью, по нашему мнению, А.И. Осипов отвечал всегда неудовлетворительно. Вместо прямых ответов он всегда лишь ещё раз пересказывал то, что от него уже много раз слышали. Если бы такой пересказ был достаточен, ему бы больше вопросов не задавали.

Во-вторых, один раз нашу сестру, которая как-то раз попала на лекцию и специально подошла к Алексею Ильичу. Тогда его охранники (добровольные или платные – это неизвестно, но действовали они весьма слаженно) с первых слов стали не только физически отстранять её в толпу, но даже ударили, видя прекрасно, что она была беременной и близко к последним срокам.

В-третьих, Алексей Ильич продолжает публично и безапелляционно высказывать свои мнения, его книги и записи распространяются огромными тиражами (100 и более тысяч!), на некоторых православных телеканалах выступает постоянным гостем. Всё это внушает озабоченность, тем большую, что Осипов никогда не идёт на какую-то частную, а тем более публичную дискуссию.

Почему только сейчас на Осипова вы набросились?

Письмо было написано почти три года назад. Мы и не расчитывали на быстрый ответ– всё-таки вопрос надо было бы всесторонне изучить и мы, направляя письмо Святейшему Патриарху, не ожидали, что он сам оставит все иные свои дела и будет срочно и лично готовить нам ответ.

Синодальная Библейско-богословская комиссия имеет свой регламент и порядок рассмотрения обращений, собирается на заседания один или два раза в год. Если мы получили ответ сейчас, значит подошло время для рассмотрения нашего письма и оно было рассмотрено, ответ на него подготовлен и направлен Святейшему. Как мы знаем из сопроводительного сообщения, комиссия высказалась окончательно на заседании 20 декабря 2015 года. Далее Патриарх рассмотрел её заключение и одобрил его своей резолюцией, в которой он распорядился довести до нашего сведения решение СББК. Вот мы его и получили.

Вы верили, что вам ответят?

Да, конечно. Иначе бы мы, наверное, и не писали. Мы молились и не сомневались, что так или иначе вопрос будет рассмотрен.

Как вы смели оскорблять уважаемого человека, пожилого профессора МДА?

Тот, кто такое заявляет, видимо, просто не читал наше письмо, хотя оно давно находится в свободном доступе. В письме мы не требуем никакой расправы над уважаемым Алексеем Ильичём, не просим покарать его, не требуем применить к нему какое-то прещение. Мы просто смиренно просим у нашего архиерея наставить нас, как нам веровать? Так ли, как учит Осипов или иначе?

Во-первых, это совершенно законный вопрос верующих к своему епископу. Да и каждый христианин по слову Апостола должен с кротостью и смирением дать ответ в своём уповании, будучи спрошен (). Но именно епископ имеет власть учить вере и все, кто это делают в его епархии, то в известном смысле делают по его благословению.

Во-вторых, в письме мы могли бы вообще не упоминать имени Осипова, но указанные учения очень жёстко связаны с его личностью – именно он является их автором, он их и распространяет. Было бы странно так растождествлять мнение и его автора.

В любом случае, мы спросили и Святейший Патриарх нам ответил.

А если бы Патриарх ответил иначе?

Мы не гадали, что и как ответит Патриарх. Любой ответ мы бы приняли как ответ нашего правящего архиерея и сообразовывались бы с ним в отношении указанных вопросов. Мы были уверены, что ответ будет аргументированный и основательный, который разрешит недоумения и внесёт ясность, так что и мы уразумеем, в чём мы возможно ошибаемся.

К чему думать о том, что было бы, если ответ именно таков и надо рассматривать его содержание, а не пытаться представить что-то иное.

Вы напрасно радуетесь – вся суть ответа в том, что СББК отметила великие заслуги профессора и не называла его еретиком, но сказано лишь, что он должен говорить более сбалансировано.

Мы и не просили, чтобы Осипова назвали еретиком. Да и подлинную радость мы испытаем лишь тогда, когда Алексей Ильич перестанет распространять свои частные мнения под видом церковного вероучения и покается. Но это его дело.

Сказанное в его адрес вовсе не является ответом нам – мы просили о конкретных вещах. Комиссия сочла что-то сказать в адрес Осипова – слава Богу, значит до его сведения доведут эти слова.

Ответ на письмо – это ответ на заданные в письме вопросы. А их было пять. По всем пяти пунктам Комиссия высказалась довольно-таки однозначно, а Патриарх своей резолюцией одобрил сказанное. Это и есть ответ. И состоит он в том, что по каждому пункту Комиссия показала: мнения Осипова А.И. не соответствуют Православному вероучению.

Можно назвать это ересями, можно теологуменами – это уже не важно. Комиссия однозначно ответила: верить надо не так, как проповедует Осипов.

Осипова судят за то, что он говорит всю правду о католиках и католицизме!

Мы все, подписавшие письмо, сами отрицательно относились к римокатолицизму и считаем его пагубным заблуждением. При этом оно не есть самое далёкое уклонения от Православия. Но Осипов сделал из католицизма пропагандистский жупел, обвиняя его во всём и часто совершенно неосновательно. Во многом католики – во всяком случае куда больше, нежели протестанты и сектанты, - как раз ещё остаточно сохраняют предание Церкви первой тысячи лет её земного бытия. Осипов проповедует, что догмат искупления есть чисто католическое заблуждение и ещё кое-что, о чём мы в частности задали вопросы в письме. Ответ мы получили. Всякий желающий может с ними ознакомиться.

Почему вы не предоставили все доказательства подлинности документа? Почему ответ не опубликовали на официальном сайте?

Мы не знаем. Наверное, это связано с процедурой обновления сайта СББК. Для нас это не важно. Мы ответ получили официально. Нам этого совершенно достаточно, ведь мы смотрим на содержание ответа, а не на какие-то формальные признаки, тем более не требуем, чтобы нам немедленно предоставили все подтверждения, которые мы хотим.

Есть текст «Заключения…», есть уникальный номер резолюции Патриарха и каждый желающий может сам обратиться в компетентные органы Московской Патриархии если что-то хочет выяснить. Мы этому не препятствуем, но и не обязаны удовлетворять чьё-то праздное любопытство. 

Александр Вячеславович Люлька