dugin.8

Когда люди с разными взглядами собираются в одном и том же месте, на одном и том же мероприятии, это может случиться по множеству причин. Митинг в поддержку здорового образа жизни может объединить верующих и атеистов, консерваторов и либералов. Потому что проблемы сохранения здоровья идеологически вполне нейтральны. Когда ваши враги пытаются омрачить вашу радость, совсем не приходится удивляться. Чего ж ещё ждать от них?

Но когда группа, декларирующая свою церковность и верность традиции, в церковный праздник собирается на мероприятие, отстоящее от церковной традиции, как небо от земли, поневоле начинаешь недоумевать и спрашивать себя, что за аллегория? И иногда даже представить себе не можешь, какие открытия ждут тебя, когда, ухватившись за ниточку, размотаешь весь клубок.

Черная Пасха в Третьем Риме

im2007 03

Каждый, кто следит за политической жизнью в России, даже если он не православного вероисповедания, вспомнит Пасху прошлого, 2007-го, года. Тогда, в день Светлого Христова Воскресения одна из площадей Столицы окрасилась в чёрный цвет. Шедшим мимо прохожим открывалась удивительная картина. 

Представьте. Триумфальная площадь, на которую как будто легла ожившая тень трепещущих от резкого ветра вороха чёрных знамён. Плакаты-растяжки «Слава опричнине!», «Наш сапог свят», «Мёртвый вставай!». Над этим всем возвышается чёрная тряпичная загородка, какая бывает в кукольном театре; из-за неё несколько угрюмых бородачей поют что-то невнятное. 

im2007 13

Позже окажется - будет объявлено, - что это была «стихера "Грозного Ангела" — гимн России 17 века» авторства «самого Ивана Грозного»[1]. Но даже участники митинга не разбирают слов, спрашивая друг у друга: «на иврите что ли поют?»

Это так называемый «Имперский Марш», организованный ЕСМ, то есть Евразийским Союзом Молодёжи – юным авангардом Международного Евразийского Движения (МЕД) Александра Гельевича Дугина. Дугин сам на трибуне, говорит речь[3] , где вспоминает святого равноапостольного Императора Константина Великого и увиденное им в небесах знамение Креста и слова «Сим победиши!» Однако, ни одного изображения креста на площади нет. Вместо него повсюду жёлтые «звёзды абсолютной экспансии» - символы ЕСМ, - на чёрных как смоль полотнищах. Евразийцы празднуют Пасху...

67643

Ощущение фантасмагории усиливается от нависающего над всем этим гиганского рекламного плаката Dolce&Gabbana, изображающим гламурную прелестницу. 

Даже по отдельным фотографиям видно, насколько происходящее по своей форме, по эстетике противоречит главному христианскому празднику. Как совместить виденное с тем, что А.Г. Дугин именующийся евразийцем и философом-традиционалистом по его собственным словам видит Евразийство как «обращение к корням, к пространству, ко Христу и к Троице». «Мы, русские», заявляет он, и потому «не отделимы от нашей истории и традиции. Мы православные...» [4] Поэтому было бы логичным ожидать, что основанное и руководимые им Международное Евразийское Движение с его «младшим братом» ЕСМ[5] , должны бы в своих действиях хотя бы внешне соответствовать Русской национальной традиции. Но подобная «Чёрная Пасха» - это нечто предельно далёкое от традиций, бытовавших в нашем народе. 

im2007 04Представляется, что здесь мы наблюдаем иллюстрацию Евангельской максимы: «от избытка сердца уста глаголют» (Мф.12:34). Христианска риторика, «православно-имперские» лозунги не могут скрыть антихристианской сущности, когда дело доходит до плодов, по которым нам велено узнавать «их». И это касается даже такого плода, как полуторочасовая публичная акция.

Хотя для автора уже многое ясно, он приглашает читателя вместе совершить расследование, ознакомиться с фактами и сделать выводы самостоятельно.


umyИтак, трибуна странного митинга собрала довольно различных людей. «Православные: старообрядцы, новообрядцы, единоверцы - все вместе, в едином строю, в единой связке ради общего дела»[6] . Прежде всего нам интересны те, кто декларируют свою принадлежность к Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Таких в числе ораторов было трое. Это Илья Бражников, редактор Интернет-портала 'Правая ру', Владимир Карпец, постоянный автор того же сайта и уже упомянутый нами философ и геополитик, лидер международного Евразийского Движения Александр Дугин. А также открывший митинг «Воскресения в Третьем Риме»[7] игумен Кирилл Сахаров настоятель храма святителя Николы на Берсеневке[8] .

Исключим из рассмотрения известного телеведущего Михаила Леонтьева, бывшего в роли «свадебного генерала» и стоявшего с красноречивым недоумением на лице, будто говоря «угораздило же меня сюда попасть!»

Дугин Александр Гельевич

не только руководитель Международного евразийского движения, но и член президиума Всемирного русского народного собора[9] , плодовитый писатель и публицист, теоретик современного евразийства, доктор философских наук, активный прихожанин Михайловской слободы[10] .

Карпец Владимiр Игоревич

Karpec1писатель, сценарист, преподаватель, кандидат юридических наук (МГИМО), «активный прихожанин и член Приходского совета Единоверческого храма Архангела Михаила в Михайловской Слободе, автор многочисленных статей в единоверческой газете «Правда Православия», чьи труды в этом церковном издании недавно были удостоены Патриаршего Диплома за третье место в номинации "Призвание" Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»[11]. Известный в "сетевых" кругах как "грибоносный старец" по причине его феерических фантазий на темы истории и религии, а также его самопрезентацию в качестве "профессионального сборщика грибов". 

Бражников Илья Леонидович

brazh1один из создателей и главный редактор сетевого издания – православно-аналитического сайта «Правая.Ру», руководитель одноименного православно-политического проекта. Прихожанин храма Успения Божией Матери в Путинках, сотрудник приходской газеты Успенские листки". Преподает в Московском Государственном Педагогическом Университете и Российском Православном Университете им. ап. Иоанна Богослова. Кандидат филологических наук, доцент[12] .

Такие уважаемые и заслуженные люди. Что же их объединяет помимо, естественно, озабоченности судьбами Отечества и Евразии? Есть одна тема – Единоверие. Двое из трёх просто прихожане одного Единоверческого прихода. По запросу в Яндексе на все три фамилии в числе первых выпадает ссылка о Конференции «100-летие издания Высочайшего Указа "Об укреплении начал веротерпимости" и его последствия для Единоверия и Старообрядчества», прошедшей в той же Михайловской слободе 29 мая 2005 года, где все трое выступали с докладами[13] . Включая и И.Л. Бражникова, доклад которого «Cовременный смысл Единоверия» , оформлены в виде статьи и по сию пору висит на руководимом И.Л. Бражниковым сайте «Правая.ру»[15] . Да и к слову сказать, упомянутый игумен Кирилл по словам В.И. Карпца «не являясь ни старообрядцем, ни даже формальным единоверцем, давно практикует у себя в храме древний чин, восстанавливает дораскольный уклад жизни, епитимийную практику и даже наонное пение»[16] .

Для понимания дальнейшего нужно сказать о собственно церковном понимании раскола, выраженном в Священом Предании. 

Раскол и единоверие

im2007 05

Святитель Игнатий Брянчанинов разъясняет церковное учение:«Расколом называется нарушение полного единения со Святою Церковию, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах. Нарушение единения в догматах и таинствах - уже ересь... Когда христианин обратит все внимание свое на наружные обряды, то непременно он оставляет без внимания существенную часть христианства - очищение внутренних сосудов, следовательно, лишается всего духовного преуспеяния и истекающего из этого преуспеяния истинного познания Христа, то есть делается чужд истинного христианства. Когда же, напротив того, христианин к вере холоден и ее наружные обряды совершает с небрежением, то этим удаляет от себя Бога, Который желает, чтоб Его служители служили Ему со страхом и трепетом, и делается безбожником и еретиком»[17] .

Все святые отцы безусловно осуждают раскол, не оставляя возможности для каких бы то ни было оправданий. 

Cвященномученик Иларион (Троицкий): 

«Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, он теряет причастие благодати Божией» (Письмо Р. Гардинеру), 

«знаем мы и убеждены в том, что отпадение от Церкви в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли – есть полная погибель и духовная смерть. Для нас нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь – Тело Его, то оторваться от Тела Его – значит умереть» (О жизни в Церкви) [18] . 

Блаженный Августин: 

«мы веруем во святую соборную Церковь. Однако еретики и раскольники также называют свои общины церквами. Но еретики, ложно мысля о Боге, искажают саму веру, а раскольники беззаконными разделениями отступают от братской любви, хотя верят в то же самое, что и мы. Поэтому ни еретики не принадлежат вселенской Церкви, которая любит Бога, ни раскольники не принадлежат к ней» (О символе веры, Х)[19] .

По их согласным словам раскол – тягчайший грех и погибельное дело, не смываемое и мученической кровью. Так священномученик Киприан Карфагенский пишет:

« "...хотя бы таковые <раскольники> претерпели и смерть за исповедание имени <Христа>, пятно их не омоется и самою кровию. Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием. Не может быть мучеником <тот>, кто не находится в Церкви; не может достигнуть Царства <тот>, кто оставляет Церковь"

"Не могут пребывать с Богом не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией: хотя бы они, быв преданы <мукам>, сгорели в пламени... или испустили дух свой, будучи брошены на снедь зверям, однако и это не будет для них венцом веры, но будет наказанием за вероломство, - не будет славным окончанием благочестивого подвига, но исходом отчаяния»[20] .

Отпадение в раскол некоторой части церковного народа, произошедшее в XVII веке в связи с реформой патр. Никона, есть безусловно скорбная страница в истории России и Русской Церкви. Отношение к Церкви Божией различных «толков» и «согласий» свт. Игнатий Брянчанинов характеризует так:

«Собственно раскольническими церквами могут быть названы в России только единоверческие церкви и церкви, находящиеся в ведомстве главных священников (бывших обер-священников). Первые отличаются в некоторых обрядах, что не имеет никакого влияния на сущность христианства, а вторые не имеют над собою епископа, вопреки церковным правилам. К образованию первых послужило отчасти невежество, приписывающее некоторым обрядам и обычаям более важности, нежели сколько эти обряды имеют; а к образованию вторых послужило протестантское направление некоторых частных лиц. В первых церквах заметен избыток набожности, доходящий до суеверия и лицемерства, а во вторых избыток вольности, доходящий до крайнего небрежения и холодности. Прочие раскольники в России должны быть признаны вместе и еретиками; они отвергли Таинства Церкви, заменив их своими чудовищными изобретениями; они уклонились во многом от существенного христианского вероучения и нравоучения; они совершенно отреклись от Церкви»[21] .

Единоверие – это как раз средство, учрежденное Русской Церковью для уврачевания раскола. Для облегчения возвращения в единственно спасительное лоно Православной Церкви, входящим под омофор православных архиеерев было позволено сохранять обрядовые особенности, служить по «старым книгам» и т.п. В 1800 году в соответствии с обращением отдельных старообрядческих лидеров и благоволению Императора Павлом на базе тех из раскольнических общин, которые в своём отпадении от Церкви наименьшей степени уклонились от правой веры, были созданы «единоверческие приходы». О смысле и значение единоверия можно судить также по разъяснению епископского собрания в Казани 1885 года: «Православие и единоверие — одна Церковь; поэтому, с одной стороны, никто не должен унижать и порицать то, что Церковью благословляется; а, с другой стороны, сами единоверцы должны помнить, что единоверие заключается только в союзе с Православной Церковью, что без этого союза нет единоверия, а будет опять раскол»[22] . 

Далее мы, вооружившись святоотеческим и историческим пониманием самого феномена раскола, можем рассмотреть представления о Церкви, о расколе и единоверии у трёх вышеперечисленных лиц, организовавших посреди Третьего Рима «Чёрную Пасху» затем, чтобы сравнить их с церковной соборной истиной...

Продолжение: Илья Бражников: искушение «своим»


1 http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/07/699/13.html 

2 http://www.gay.ru/news/rainbow/2004/10/27a.htm 

3 http://rutube.ru/tracks/33008.html?v=8946f71c5f77f4c63604fece17e68c07 

4 http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=2677 

5 там же

6 http://dugin.gfns.net/quotes/2205 

7 там же

8 http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=2677

9 http://www.kreml.org/opinions/143774234 

10 http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=2466 

11 http://www.pravaya.ru/ludi/2487/4527 

12 http://www.pravaya.ru/ludi/2487/8589 

13 http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=2466 

14 http://www.rusk.ru/st.php?idar=12018

15 http://www.pravaya.ru/faith/118/3428

16 http://www.pravaya.ru/look/11751 

17 http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=496 

18 http://www.katehizis.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2483&Itemid=134 

19 там же

20 «О единстве Церкви». Цит. по Архимандрит Рафаил (Карелин)Падение гордых http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/drop/5.html21 http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=496 

22 http://www.pravkniga.ru/library/history_of_church/church61 

 

Статья опубликована на сайте "Единое Отечество"