yaroslavsky1В номерах журнала "Антирелигиозник" за 1939 год была напечатана статья  "Неопубликованные материалы из биографии товарища Сталина". Ранее мы уже приводили цитаты воспоминаний одноклассников Сталина по семинарии, как он призвал своих друзей в Великую Пятницу намеренно наесться "хаши" (мясного блюда из требухи) затем, чтобы на следующий день на литургии Великой Субботы причаститься с насмешкой и доказать всем, что Бог не накажет никого огнем. Тогда Сталин произнес запомнившуюся семинаристам фразу: "вот тебе и доказательство никчемности поповской болтовни". Журнал "Антирелигиозник", орган центрального совета Союза Воинствующих Безбожников, без всякого смущения, а как раз наоборот, с бравадой, сообщает своим читателям антирелигиозные примеры из жизни молодого Сталина.

Интерес представляет также пример, опубликованный в "Антирелигиознике" и процитированный историком И.Курляндским в его статье "В Бога и святых он не верил с детства" («Политический журнал», 4 июня 2007 года).Приведем наиболее запоминающуюся и яркую цитату семинариста Георгия Елисабедашвили и затем проанализируем ее. Вот эта цитата.«Мы оба вошли в старую церковь и все хорошо осмотрели. Товарищ Сосо, увидев на стенке какую-то икону, видимо, кем-то повешенную, сказал: «Ого, смотри, и эта кляча (говорил о церкви и иконе) здесь. … Что сделать, Георгий?» Я сразу на трапезу, сорвал со стены икону, растоптал ногами и обрызгал «водой». Сосо спрашивает: «Слушай, не боишься Бога, что это с тобой?» Я засмеялся, а он похлопал (по плечу) и сказал: «Ты прав».

Из приведенной цитаты воспоминаний мы видим, что молодой Иосиф Сталин с Георгием Елисабедашвили зашли в старую церковь. Слова на грузинском языке "эта кляча здесь" скорее всего выражает богохульное и оскорбительное указание на Богородицу. Видимо в храме висел образ Божьей Матери и поэтому здесь употреблено слово, являющееся синонимом слова "кобыла". В данном месте значительную ценность представлял бы филологический анализ возможных вариантов перевода с грузинского. Далее мы видим в воспоминаниях Елисабедашвили слова "я сразу на трапезу". Словом "трапеза" здесь в переводе с грузинского языка передано слово "престол". Таким образом, друг Сталина залез ногами на престол в храме и дословно "сорвал со стены икону". Далее сказано "растоптал ее ногами и обрызгал "водой". Слово "вода" в кавычках однозначно говорит о том, что он помочился на образ Божьей Матери. Здесь возможны варианты. Скорее всего друг Сталина в его присутствии сделал это прямо стоя на престоле, то есть тут же не спускаясь растоптал образ Божьей Матери и помочился на него. Возможно также, что он спрыгнул с престола и сделал это внизу. А возможно, что Сталин делал это вместе с ним, но по причине того, что Сталин к тому времени занимал пост Генерального секретаря ВКП(б), Елисабедашвили решил не передавать такой хулиганский образ Сталина и потому назвал только себя залезшим на престол, топчущим икону и мочащимся на нее. Однако друг Сталина не преминул сказать, что Сталин похлопал его по плечу и произнес "ты прав". Несомненно, что Сталин не просто одобрил действия Елисабедашвили, но и толкнул его на это богохульство. В психологическом анализе этого отрывка важна фраза Сталина "Что сделать, Георгий?" Таким образом, перед исполнением богохульства Сталин сам раздумывает и подсказывает как совершить этот вандализм. Эта последняя фраза показывает, что это деяние было их общим либо в смысле одобрения, либо в смысле совместного действия. Я полагаю, что было бы интересно провести профессиональный психологический анализ этой цитаты воспоминаний о Сталине.

Важно сразу подчеркнуть, что публикация в "Антирелигиознике" статьи  "Неопубликованные материалы из биографии товарища Сталина" -- это плод работы Емельяна Ярославского, главы Союза Воинствующих Безбожников, над книгой "О товарище Сталине". Данная книга стала официальной биографией Сталина, а Ярославский был ее автором. Книга подробно обсуждалась партийным руководствам и в архивах сохранилась даже переписка Сталина с Ярославским по поводу издания книги и некоторых правок в тексте.Мы выражаем уверенность, что данное свидетельство о молодом Сталине немаловажно с точки зрения оценки явления так называемого "православного сталинизма", как опаснейшего лжеучения. Нет сомнения, что это лжеучение требует скорейшего осуждения.

источник: блог в Живом журнале pravoslavnij