schipkov0Если батюшка Александр Шумский решил произвести обновление Православной догматики в области сакраментологии, введя термин «приложение», то Александр Щипков, Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ избрал консервативное направление, но погрузился как-то слишком глубоко, вернувшись к богословию периода до III Вселенского Собора, и прямо исповедал во Христе две ипостаси. Полемическая статья «Конгресс интеллигенции играет в теологию» вышла в следующей редакции (выделение в тексте наше — Апокрисисъ):

"Примечательно то, как авторы документа понимают "образ и подобие" и двуипостасность Христа. Как тождественность Бога и человека. Получается вот что: все, что Бог может изменить, вправе менять и человек, на правах Его "подобия". На выходе имеем одно из двух: или ты язычник, если не признаешь этот "догмат" в таком прочтении, или должен признать "подобие" как божественно-человеческое тождество. Третьего варианта нет. Здесь уже даже не человек на месте Бога, как у ранних гуманистов. Здесь Человек-он-же-Бог. Что сказать? Свежо. Хотя, мягко говоря, и небесспорно". (Свободная Пресса)

Столь решительное исповедание несторианства членом Межсоборного присутствия РПЦ, социологом религии и специалистом в области государственно-конфессиональных отношений не могло не вызывать недоумения у церковной общественности. После того, как оно, это недоумение, прогремело по соцсетям, на http://svpressa.ru и сайте СИНФО две ипостаси оперативно были заменены на «две природы». Сделано это было без какого-либо изменения остального текста, что как бы подчеркнуло инвариантность тезисов кандидата философских наук, смысл которых никак не меняется от замены ключевых слов.

Однако Интерфакс-религия и Радонеж сохранили для истории исходную «двуипостасность»*, видимо решив, что начальству виднее. В любом случае жалкие потуги самозванного Конгресса интеллигенции в области теологии посрамлены, а сколько природ и ипостасей - не всё ли равно, если даже для высокопоставленных церковных функционеров догматика есть нечто виртуальное и в лучшем случае второстепенное.

Продлжение: Борьба с персонализмом и общение сущностей


* - см. здесь и здесь