AK.qarebozh.histВ конце 90-х появилось движение в околоцерковных кругах, которое начало продвигать учение о так называемом "искупительном подвиге" Николая II. Была традиционная "борьба с архиереями", которые де противятся канонизации Царской Семьи. Мотив был понятный, диссидентский. Также было сделано, хоть и бредовое, но какое-то "богословское" обоснование:

если Царя немедленно не канонизировать, то Россия пропадёт, все мы тут же погибнем, наступит Апокалипсис и т.п. Так что надо бороться, давить на священноначалие, ибо это же главнейший вопрос воскрешения России. У отдельных совсем уже сумашедших даже появилась мысль, что без канонизации Царская Семья якобы вынужденно находилась в аду и её надо было срочно ввести в рай, что и делала по их мнению процедура канонизации. Я сам многое подобное слышал лично, читал в подмётных письмах, ещё больше знаю со слов других людей.

Закопёрщиками всего движения были, насколько я знаю, знаменитая келейница о. Николая (о. Залит) моняхиня (?) Николая (Гроян) и певица Жанна Бичевская. Последняя пропагандировала царебожничество бодро и с песнями. Так, в балладе о Царственных мучениках говорилось:

Если архиреи, разузнав подробно
Не поверят снова в ваши чудеса
Серафим Саровский, старец преподобный...
Вас прославит сам
.

В общем, обычная наша церковная история: бабки против архиереев. Женское священство, как следствие советского феминизма и идеала активной деятельной женщины. Говорили мне, что у Бичевской даже есть специальный сценический костюм - безрукавка, в которой сто и один кармашек, а в каждом - какая-то "святынька" (ох уж этот псевдоцерковный умилительный новояз, когда "старчик", "серафимушка", "отченька" и др., как будто с детьми сюсюкают): частица мощей такого святого, частица - другого, земелька с могилки преподобненькой... Обратите внимания, как в роликах "Царского креста" постоянно рефреном идёт "прости, батюшка! прости, родненький!" Вам постоянно "давят" на эмоции, делают это грубо и интенсивно. 

Итак, все страсти в основном кипели до канонизации Собора Новомучеников Российских, центральное место в сонме которых заняла Царская Семья. До этого момента были немалые баталии, в основном идейные, на разных уровнях отметились в борьбе против канонизации Николая II - такие наши известные люди, как: профессор МДА Осипов А.И., диакон Андрей Кураев и профессор МГИМО Зубов А.Б. Любопытно, что противились они и их единомышленники как раз по причине политических аспектов. По их мнению канонизировать Царя было нельзяиз-за его слабости, безволия и факта отречения, так что Царь никак не мог являться примером хорошего политического деятеля и проч. Видео одного из диспутов того времени с участием упомянутых товарищей можно посмотреть здесь: часть I и часть II.

Уже тогда возник такой пропагандистский ход, что за канонизацию якобы выступают сектанты - во главе со "сдуревшей бабой", как Кураев назвал Бичевскую, - так что канонизировать тем более нелзья, ведь это-де усилит позиции сектантов.

Но сектанты, как это и оказалось впоследствии, были относительно безразличны к собственно канонизации. Уже после прославления Царской Семьи они издали  ими самими написанный Чин Всенародного Покаяния и стали без благословений совершать радения у памятника Царю в Тайнинском - это у Ярославки, сразу за МКАД. Изготовили они также и собственные "службы" с "акафистами" с догматическими отступлениями, говоря прямо - ересями.

Патриарх Алексий II разумеется такое самочиние осудил, ибо тот же чин сей явно противоречил основам Православной веры и обычной логике. По чину надо было каяться в чужих грехах: в свержении монархии, в участии в Февральской и ВОСР и много ещё в чём, чего нынешние жители страны просто физически не могли совершить. Этот же или подобные чины покаяния сейчас продвигается Алиевым и Порожняковым, причём якобы по благословению Патриарха Алексия, этот чин осудившего!

Канонизация Царской Семьи сильно ударила по царебожию. У сектантов пропал основной аргумент "от диссидентства", который они исползьзовали для соблазнения доверчивых простецов. Появились официально одобренные богослужебные тексты, правильные иконы, в результате чего отпали все сектантские поделки.

"Тайнинский чин" перестал собирать людей в прежних количествах. Хотя одно время царебожников пытались возглавить небезызвестный "епископ Диомид" Дзюбан и рукоположенные им последователи, например, «епископ Тверской» Корнилий (Радченко). Последний в июле 2009 единолично "прославил" царя Николая II в чине "искупителя", а членов его семьи как великомученников.  Брат мятежного Диомида Феофил (Дзюбан) проводил "чин" с 2009 года. Была опасность, что движение цареискупителей приобретёт свою, хоть и лже-, но иерархию.

К счастью, этого не произошло. Даже долгое время о царебожниках было вообще не слышно . Даже возникло впечатление, что, как разные "иннэнисты" оно сошло на нет и дело кончено. Однако, оказалось, что секта просто ушла в подполье. Сейчас, чуть только возникла ситуация с "Матильдой", её деятели выскочили на свет, как черти зи табакерки, оказалось, что они неплохо спонсируемы и продолжают продвигать старые лозунги. Не важно, сколько там людей в количественном плане. Это как какая-нибудь бактерия, который может сидеть годами в анабиозе, а потом начать размножаться. Лишь бы возникла благоприятная среда и не было адекватного лечения. И если не поставить вовремя правильного диагноза, болезнь может поразить весь организм.

Потому и опасность, связанную с недооценкой царебожнических сект и тем более отказом признавать их существование, трудно переоценить.

Во-первых, всякому внимательному и думающему человеку легко понять, что эта секта есть, что она не выдумана "либералами" и что ею проповедуются еретические взгляды. Если мы будем только отрицать вполне очевидное, наша позиция в любом диспуте окажется заведомо слабее, чем у оппонентов. А те как раз не только без труда обосновывают существование царебожников, но и весь православный протест против хулы на новомучеников объясняют сектантским энтузиазмом.  

Мало нам того, что великие светочи церковной мысли, такие как Уминский и Кураев выступают за свободу творчества, а кое-кто не прочь и зайти к Учителю на блины, т.е. на показ сходить. Если вы посмотрите либеральные и просоветские сми, то увидите, что имя депутата Поклонской постоянно соединяется в тексте с упоминанием царебожников, движением "Царский Крест". Так происходит дискредитация нашего законного протеста. 

Во-вторых, обычные православные, которые иногда и по возрасту не застали тех баталий, оказались дезориентированы. Им ныне, как и десять-двадцать лет назад показывают портреты Николая II, говорят, что надо защитить его память от оскорблений - и тут же подсовывают царебожные листки для сбора подписей. Таким образом царебожники как бы легализуются в Церкви, получая возможность выступать от имени всех верующих, а не своих убогих группировок. А такие антицерковные глашатаи как К. Боровой помогают им, утверждая уже, что царебожники - это такая сила, что боится сам Патриарх. 

Совершенно бессмысленно и вредно упираться, говоря, что никаких царебожников нет. Они есть. И их, увы, достаточно, чтобы создать проблемы. Отрицать это - только врать самим себе.

Христианин не имеет права "просто верить" и ставить свечки. Он обязан разбираться- в первую очередь в собственной вере, знать ортодоксальное вероучение и не путать его с подделками. Нам нельзя участвовать в делах тьмы даже по неведению. 


О законности применения термина "царебожие" - читайте здесь.

Подборка материалов по царебожникам здесь: Ересь царебожия, движение "Царский крест" и Александр Порожняков