kochetkovПолучив давно благословение епископа Тверского и Кашинского Виктора написать статью о кочетковцах, я откладывал это трудное и крайне ответственное дело прежде всего потому, что есть и у меня друзья среди тверских поклонников о.Георгия Кочеткова, и я знаю этих людей с самой лучшей стороны как честных, добрых и рассматривающих себя в качестве верных чад Православной Церкви.

Правда, известно, что они отказываются от общения с теми православными, кто не согласен с позицией о.Георгия; они ушли из тверских храмов, где настоятели критически высказывались о раскольнической деятельности вождей кочетковского движения. Этот их уход есть признак того, что кочетковцы считают себя чем-то отдельным от остальной Православной Церкви. Но есть и более глубокие, более значительные признаки такой отдаленности, которые не могут не вызвать тревогу.

Эта тревога за судьбу всей Русской Православной Церкви, потому что движение кочетковцев сильно распространилось по России. Эту тревогу высказывают священники, представители монастырей, профессора и педагоги православных учебных заведений в разных концах России...

Является ли братство «Сретение», возглавляемое московским священником Георгием Кочетковым, еретической сектой — возможно, определится в ближайшем будущем. Но то, что это организованное движение, ведущее к расколу внутри Русской Православной Церкви, — видно уже сегодня.

Однако сами члены братства в большинстве своем не понимают опасности своей роли и не могут ее увидеть, потому что они подвергнуты психологической обработке с помощью давно известных приемов духовного прельщения, через информацию, основанную на полуправде, а возможно, и на обмане.

Я пишу эту статью в надежде, что кто-то из кочетковцев увидит, куда их ведут и для какой опасной роли готовят. Эта статья и возникла только потому, что когда настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г.Твери протоиерей Павел Сорочинский предложил тверским кочетковцам выйти на открытое обсуждение их церковных позиций, они отказались вступить в диалог с тверским православным духовенством.

 

В Москве 15–16 ноября 1994 года состоялась Международная богословская конференция «Единство Церкви». Присутствовало пять епископов, представители ряда епархий, духовных школ, монастырей, иностранные гости.

На конференции выступил и иерей Георгий Кочетков, ректор Высшей православно-христианской школы. Он должен был прочесть свой доклад «К вопросу о традициях и реформах в Церкви (пастырский аспект)», но оказался единственным из выступавших, кто свой доклад обнародовать не решился. В протоколе конференции сказано: «Иерей Георгий заготовленный доклад не прочел, говорил около 20 минут «вообще»». Кочетковцам потом их лидеры сообщили, что на конференции была «тяжелая обстановка, прямо-таки коммунистическое давление», так что даже один американец ушел.

Обстановка для кочетковцев действительно была нелегкой, потому что опытными священнослужителями и представителями ученого мира Православной Церкви к ним были высказаны серьезные богословские претензии по разным направлениям их деятельности, обвинения веские и обоснованные.

Известно, что кочетковцев воспитывают с помощью специального воздействия на гордыню. Вспоминаю пленку с первой вводной лекцией о.Георгия, где он обещает, что у него за два года слушатели (он их называет «оглашенными») узнают то, что в самых лучших условиях люди могут постигнуть только за десять лет. Увлекательно!

Не случайно прочитанный на конференции доклад А.Л. Дворкина, председателя Центра свщмч. Иринея Лионского, посвященный методике воздействия о.Георгия Кочеткова на оглашаемых, назывался «Духовный элитизм как один из путей к сектантству». «Элита» может пренебрежительно, с тайной насмешкой относиться к «церкви бабушек». Для укрепления гордыни эта элита именуется «полными» членами церкви, представителями некоего «высокого» православия. Тем самым подразумевается, что есть еще и «низкое» православие, не элитарное.

По всей видимости, именно к «неэлите» о.Георгий относит преподобного Серафима Саровского. Журнал «Новая Европа» (1992. №1) опубликовал беседу со свящ. Георгием Кочетковым, где он говорит: «Также меня шокировала, я это не скрываю, культурно упрощенная форма беседы преподобного Серафима с Мотовиловым. Речь часто некультурная, некрасивая».

«Гордыня страшная», — сказал Святейший Патриарх Алексий II об отце Георгии Кочеткове. Свидетели рассказывают, что беседа с о.Георгием произвела тяжелое впечатление на Патриарха.

Да, «элите» приходится выбирать между преподобным Серафимом и священником Г.Кочетковым, вождем «высокого» православия. И, вероятно, неведомо пасомым о.Георгия, что представители высокого Православия — это те, кто смиренно предстоит пред Иисусом Христом, кто смиренно и почтительно слушает голос Его Церкви, кто смиренно вслушивается в Священное Предание, в голос Вселенских Соборов, в слово святых подвижников, которые смиренно пребывали в послушании Православной Церкви, а не рвались ее реформировать.

На конференции «Единство Церкви» протоиерей Димитрий Смирнов призвал о.Георгия «отказаться от неприемлемых форм пастырского воспитания». Что же это за формы? Приведу примеры, лично мне известные. Прихожу как-то в гости в одну семью, в которой все — ученики о.Георгия. И пожилая женщина, крещенная с детства, говорит, что дочь давно должна приехать из Москвы, уже вечер, а ее все нет. Я ей говорю: «Вы помолитесь за нее». Она отвечает: «Мне нельзя молиться, я пока прохожу оглашение». Когда я пытался объяснить ей, что Бог не возбраняет молиться Ему даже некрещеным, она меня не услышала. Она выполняла послушание о.Георгия.

 

Помню, как возмутился настоятель Никольского храма в Твери, когда он посоветовал давно крещенной женщине подготовиться и причаститься, а она ответила, что, пока не пройдет оглашение у о.Георгия, ей запрещено причащаться.

Оглашение же длится иногда два года, и все это время крещеному человеку нельзя причаститься Святых Тайн Христовых?! Правда, при этом предлагается некая как бы компенсация — агапы. Это совместные трапезы, где кочетковцы под руководством о.Георгия или без него дружески общаются и при этом пьют вино из одной чаши перед обедом. Здесь мы видим именно психологическую обработку паствы. Во-первых, жесткое подчинение учителю настолько, что и к Богу без его разрешения нельзя обратиться. Мне кочетковцы рассказывали, что им запрещается в процессе оглашения читать Евангелие от Иоанна до тех пор, пока они не изучили под руководством по очереди три предыдущих Евангелия. Такими приемами в течение двухлетнего обучения кочетковец незаметно для себя приучается к подчинению только одной авторитетной для него фигуре в Церкви. Авторитет же самой Церкви (в том числе и святых Отцов ее) отходит на задний план. При этом особое значение имеет воспитательная техника агап. Здесь решается задача сотрудничества, и решается грамотным путем — затрапезное дружеское общение, формирование взаимных теплых отношений. Такой дружбы хочет и вся Церковь Христова.

Но вопрос в том, для чего создается эта дружеская взаимосвязь и даже определенная моральная взаимозависимость! В секте Муна также используется техника вовлечения новичков, которая именуется «артобстрел любовью». Вовлеченному, согретому дружеским отношением человеку, увидевшему ошибки своих друзей и учителя, уже трудно выйти из этого теплого окружения , он при этом как будто предает своих таких хороших, таких любящих друзей. Не случайно вышедший в 1994 г. «Псковско-Печерский листок», посвященный критике братства «Сретение», упоминает о Муне, правда, в связи с терминологией, используемой у кочетковцев, — «семья», «глава семьи».

Вот и кочетковцы говорят, что они не могут не соглашаться с о.Георгием, ведь он многих из них к Богу привел. И они предпочитают не знать о его ошибках и верить только ему. Движение о.Г.Кочеткова еще созревает, еще формируется как будущая взрывчатая сила, еще оно не стало активным открытым движением раскола, еще идет идеологическая подготовка...

Но как наиболее образованная часть священства, так и наиболее озабоченная целостью Православия часть Церкви уже видит разрушительные цели реформ, на которые настраивают Сретенское братство.

Монашество как наиболее нравственно чистая, наиболее духоносная часть Церкви обладает особой зоркостью. Поэтому так решительно против деятельности кочетковцев высказались и в Троице-Сергиевой Лавре, и в Псково-Печерском монастыре. Так же решительно против реформаторства о.Г.Кочеткова настроены и в Оптиной Пустыни, где мне довелось побывать и беседовать на эту тему с несколькими насельниками монастыря.

 

Создана особая структура Сретенского братства, распространившего свои общины во многих городах России. Общины имеют номера и, в свою очередь, делятся на семьи. Структура «Сретенского движения» обеспечивает неслияние его членов с православными приходами по месту жительства. Мы это увидели на практике: кочетковцы дружно уходят из приходов, где священники критикуют позицию их вождя. Они переходят из одного храма в другой сразу целыми группами. Для них существует только один «всероссийский батюшка».

Таким образом в Православную Церковь вклинивается другая церковь, пока еще не ставшая инославной, но готовящаяся к этому шагу. При этом церковь кочетковцев не желает признать себя другой церковью, как это делают сектанты. Здесь смысл иной — не отколоться, а расколоть. Разумеется, абсолютное большинство кочетковцев этого не понимают. Они верят своему вождю, такому ласковому с ними, такому (как они думают) сверхобразованному. И они верят любым выдумкам, которые им сообщают руководители.

Например, когда узнаешь, что крещеный человек, проходя «оглашение» у о.Георгия, не имеет права причащаться, то возникает вопрос: «А если этот крещеный умрет, два года не причащавшись?» В ответ говорят, что оглашаемый у о.Георгия умереть до конца оглашения не может, потому что за него вся церковь молится. Но на вопрос, почему прошедшие оглашение, верные умирают, ведь за них тоже вся Церковь молится, кочетковцы ответа не дают, но и не хотят понять, что «бессмертие оглашенных» — это фантазия их вождя. Вождь всегда прав!

Он прав и тогда, когда крещеных объявляет оглашенными. И когда требует, чтобы все крещеные, стоящие у него в храме, причащались на каждой Литургии. Это способ отсеять своих, кочетковцев, от других — членов Православной Церкви, которым предлагается как «неверным» покинуть храм, если они считают, что сегодня они не готовы к Святому Причастию.

Не на радость ли безбожным силам формируется стараниями о.Георгия внутри Православной Церкви новая секта, которую условно можно назвать «церковью интеллигентов», так как в ней пытаются найти себе организованные формы обычные болезни образованных неофитов, болезни, вызванные гордостью и препятствующие им просто и искренне принять Православную веру? А когда в эту «церковь интеллигентов» попадают малообразованные люди — вот они-то становятся воинствующими стяжателями реформ!

И вот фанатически преданные своему «никогда не ошибающемуся» вождю, гордые своей элитарностью, уверенные, что они — передовая часть православия, они повсеместно начнут «исправлять» Православную Церковь, превращая ее из «церкви бабушек» в церковь энергичных молодых людей — самозваных интеллектуалов. Эти интеллектуалы разрешат бабушкам постоять в притворе в качестве оглашенных. Возможно, к оглашенным причислят и тех из святых Отцов, чей слог найдут недостаточно изящным...

Кочетковцы же, специально подготовленные для учительства, внедренные повсюду, заговорят в каждом уголке страны, призывая Россию последовать их единственно правильному учению, вступить в их единственно правильную церковь. «И многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф. 24, 11).

В братстве кочетковцев учат видеть недостатки в Православной Церкви. А учат ли их видеть свои собственные бревна в глазу?

Наученные «наилучшими» учителями, кочетковцы считают, что нет принципиальной разницы между Православием, католичеством и протестантизмом. Но Господь учит нас судить о дереве по плодам его.

 

Задумаемся о таком очевидном факте: нравственная грязь идет к нам с Запада. На Западе народ воспитывают католики и протестанты. Никто там церкви не разрушал, священников не расстреливал, верующих не бросал в тюрьмы. Все условия для христианского воспитания были созданы. Почему же там победила сексуальная революция? Почему там победили вседозволенность, культ насилия?

А наш народ, даже лишенный священства, под гнетом большевиков оставался нравственным, сохраняя свои православные корни. Не доказывает ли это нравственное различие между Россией и Западом, что инославные церкви, отступив от Православия, сделались безблагодатны?

И не будут ли отряды (простите, семьи) кочетковцев помогать многочисленным западным миссионерам подчинять наш народ инославию?

Церковь видит, как опасно для Православия движение кочетковцев. Но крайне важно, чтобы и сами кочетковцы увидели, в какой опасности для себя они пребывают!

 

На конференции «Единство Церкви» один протоиерей, хорошо знающий о.Георгия, объявил, что для о.Георгия никаких авторитетов не существует. Система воспитания кочетковцев носит жесткий, тоталитарный характер, и результатом ее является именно то, что и для всех учеников о.Георгия никаких авторитетов, кроме него, не существует. Авторитет о.Георгия выше авторитета Церкви. Таким образом, фундаментом созидания Сретенского братства является гордыня.

Кочетковцы считают своего кумира, затмившего для них собою авторитет Церкви, человеком незаурядным. Так ведь все создатели заметных ересей были людьми незаурядными, потому им и удалось многих увлечь за собою в ад!

Человек приходит к Богу по единственной причине — хочет спастись в вечности. Но если людей, ранее не веровавших, привели в Христову Церковь, чтобы они ее изменили, – тут нет спасения, тут путь к погибели. Истинно верующий человек должен устрашиться вступать в братство, которое создается для реформаторского движения!

Вдумайтесь, что внушает вам ваш «неошибающийся» вождь! В брошюре «Братство в православии», изданной в 1993 году о.Г.Кочетковым, сам он объявляет, что для него дети (крещеные, причащающиеся!!) являются неполными членами Церкви, «потому что они дети, дети и умом, соответственно» (С.38). Когда слышишь такое от священника, возникает вопрос: давно ли заглядывал он в Евангелие? Помнит ли он слова Христа о детях: «их есть Царство Небесное»?! (Мф. 18, 3; 19,14)

Вот уже священник противоречит Самому Христу публично, печатно. На какой гордыне заквашивается будущее «обновление» Церкви! Ведь это позиция не одиночки, за ним стоит огромная организация; это учитель элитарного братства, имеющий свою «высшую» школу... Куда приведет о.Георгий свою послушную паству, организованно расплодившуюся по всей многострадальной России?

Братство кочетковцев строится на непослушании Соборной Православной Церкви. Пренебрежение к святоотеческому учению и даже к слову Христа развязывает руки для реформаторского переустройства Церкви!

 

Обновленчество послереволюционное не имело успеха, потому что народ тогда был верующий и воспринимал «красных попов» как силу антихристову. Народ помнил: кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Иное дело — церковь кочетковцев: сюда пришли люди, не связанные ранее с Православной Церковью, не веровавшие в Бога. И под видом пути к Богу их можно вести и на восстание против Церкви. Эти люди прельщены ложным внушением, что они — лучшая часть Церкви Христовой, первые в ней. И молодые, энергичные, уверенные в своей непогрешимости будут «исправлять», «улучшать», переделывать Святую Православную Церковь, перестраивать ее до основанья... А затем?

Ведь под влиянием кочетковцев находится сейчас детская организация скаутов. Куда их поведут? И получается, что кочетковцев для того привели к вере, чтобы сделать отступниками от Церкви. Надо же, наконец, понять кочетковцам, что им дают отнюдь не лучшие и правильные знания.

Безграмотные заявления читаем в журнале «Православная община», издаваемом под редакцией о.Георгия Кочеткова. В четвертом номере за 1991 год на стр. 44 некий Гоев пишет следующее: «Назовем еще один важнейший фактор, помрачающий евхаристическое сознание членов РПЦ. И миряне, и прежде всего клир почти поголовно поддерживают заразный миф о якобы неразрывной связи таинств Евхаристии и Покаяния. Будто бы покаяние с необходимым "разрешением" должно предшествовать Евхаристии... последствия этого искажения евхаристического сознания огромны, ибо оно из трапезы радости, любви, Христова пира превращает таинство Церкви в скорбное уничижение и осознание своего полного недостоинства». Неужели Гоев и главный редактор о.Георгий никогда не вникали в смысл обращения ко Христу перед Чашей: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз»? Или они лгут перед Чашей, называя себя первыми среди грешных?

Бредовая тирада Гоева содержит далее такое откровение: «Уже стало привычным ходить на “брачный пир в непраздничной одежде”»...

Здесь явное извращение евангельской притчи. Согласно Евангелию (Мф. 22, 2–14), под непраздничной одеждой подразумевается одежда, не очищенная от грязи греха. Праздничная же одежда и есть ощущение своего полного недостоинства перед Богом!

Но журнал о.Георгия пропагандирует приход наш на пир Христов именно не в брачной одежде очищения от грехов, а в грязи греховной, без предварительного очищения. Не издевательство ли это над таинством Евхаристии, над Пречистой Кровью Христовой, за нас изливаемой?!

О.Георгий любит произносить некую греческую фразу и переводит ее так: «Церковь всегда обновляется». Но истинное, православное понятие другое: «Церковь всегда нова». Церковь не стареет, она не нуждается в обновлении, ибо глава ее Христос всегда Тот же, Он неизменен. Изменения жаждут грешники. Пока еще есть время, вдумайтесь, дорогие кочетковцы, куда вас ведут! Вы плохо знаете святоотеческую литературу, вас учат (как объявил мне один образованный кочетковец, преподаватель ВУЗа), что слово святых Отцов – это всего лишь мнение отдельных людей, и, значит, оно сравнимо с мнением всякого желающего высказаться...

 

Ради вашего спасения, дорогие кочетковцы, вдумайтесь хотя бы в близкую нам историю Русской Православной Церкви прошлого века. Там были великие, ученейшие люди, знавшие много языков, и древних и новых, знавшие Историю Церкви и святоотеческое учение из первоисточников, а не из субъективного изложения ваших огласителей. Такие ученейшие люди святой жизни, как святитель Феофан Затворник, переводчик «Добротолюбия», как святитель Филарет Митрополит Московский, ученость которого ценили и на Западе, как святитель Игнатий Брянчанинов, имевший максимальное по тем временам светское образование, в молодости человек круга А.С. Пушкина, окончивший главное инженерное училище в Санкт-Петербурге, а затем, став монахом, позднее епископом, изучивший с максимальной возможностью то, что знала христианская Церковь Востока и Запада, — изучивший в первоисточниках, читая на языке оригиналов. Позволите ли вы себе сравнить знания вашего руководителя с ученостью этих великих мыслителей Церкви?

А такие подвижники святости, как святитель Тихон Задонский, преподобный Серафим Саровский, бывший три года столпником! Наконец, совсем близкий к нам творец неисчислимых чудес исцеления (которые очевидцами описаны в нескольких томах) святой праведный Иоанн Кронштадтский. Почему же эти истинно святые и истинно знающие люди нигде и тени не бросили на авторитет Православной Церкви?

Почему мы не слышим о реформах от этих действительно великих чад Церкви и отцов ее? Почему святые древней Руси были в полном послушании у Церкви? Или ваше скороспелое братство умнее сонма тех, кто стяжал Дух Свят? Или кто-то из вас хотя на йоту приблизился к их праведности, к их подвижничеству?

Истинное подвижничество во Христе начинается со смирения, о котором вам и представления не дают. Вы идете по стопам обновленцев, пренебрегая жертвами новомучеников, духом которых жива ныне Церковь Русская и которые отдали многие тысячи жизней за верность именно той Церкви Православной, каковую вы намерены подвергнуть перестройке.

 

О серьезной образованности членов кочетковского братства говорить не приходится, их образовывают специально однобоко, не давая им основополагающих церковных знаний, создавая легкомысленное отношение к святоотеческому учению, отрицая значимость монашеского подвига и самого подвига христианской святости. Именно поэтому многие видят в кочетковском братстве силу разрушительную.

В организации кочетковцев осуществляется специальная психологическая обработка, обеспечивающая объединение людей якобы на основе любви, но на самом деле — на основе сознания своей «исключительности». Это сознание сектантское, ибо оно противопоставляет кочетковцев всей Русской Православной Церкви.

Вот и выбирайте, дорогие поклонники о.Георгия, с кем вы! С теми великими и прославленными Церковью подвижниками святой жизни, оставившими драгоценные плоды мудрости неисчерпаемой, с новомучениками Российской Церкви, чьими молитвами держится многострадальная Россия? Или с парочкой модернистов-реформаторов, идущих по стопам обновленцев, уже предавших однажды Церковь и Бога?

Закончу эту статью словами из «Псковско-Печерского листка» прот. Владимира Правдолюбова: «Прошу вас и молю — как можно скорее переходите к нормальной церковной жизни (пусть она даже покажется вам убогой и скучноватой после кипения страстей в общине о.Георгия), старайтесь понять ее смиренную красоту и богатство — и да поможет вам Бог!»

Прошу Вас, дорогие читатели, помолиться о спасении о. Георгия и всей его паствы, дабы даровал ему Господь покорность нашей Матери Православной Церкви, послушание Священному Преданию и святоотеческому слову и ту непобедимую силу, каковой является смирение перед Богом.

 

* * *

Смущает и практика свободного обращения с «врачующей» благодатью священства – допущения мирянам, не имеющим этой благодати, потреблять Святые Дары после литургии, что практикуется в общине отца Георгия. Это еще одно очень опасное вмешательство в Божественную природу Церкви, чреватое опасными последствиями. Как можно до такой степени обременять бедного мирянина, в полном безоружии, без благодати священства, установленной специально для того, чтобы дать духовную силу вынести на себе огонь «божественного погребения» Тела Христова в себе самом?! Какое жуткое вмешательство ума человеческого в Божественную бездну!

 

Из статьи епископа Василия (Родзянко) «Со страхом Божиим»

источник: «Православная Москва». 1995. №18