duginnhВ одном из давних интервью диакон Андрей Кураев, посвятивший целую книгу обличению Е. Блаватской и Рёрихов, сказал о Дугине: «Это враг опаснее любой Блаватской (потому что умнее и образованнее). Как и у Блаватской, это попытка переварить Православие в каббалистику». Надо признать, что это сильный комплимент любому врагу Церкви Христовой. А Дугин несоменно сознательный враг Церкви, умный, деятельный и коварный. По-хорошему следовало бы продемонстрировать это через дугинские тексты, но в настоящей работе это неуместно по причине их чрезвычайного обилия. Серьёзный пересмотр учения Дугина потребовал бы массу времени и занял бы уйму места. К счастью, частичный разбор уже сделан [44] , делается и ныне, так что надеюсь, что с Божией помощью результаты соответствующего исследования скоро станут всеобщим достоянием. В заключении статьи я приготовил особенный сюрприз для читателя, которому хватило сил и упорства дочитать её до конца.

Пока же, к счастью, нам не надо и знать в подробностях ни содержание концепций Дугина, ни подлинное их происхождение. И вот почему. Не всегда можно судить о намерениях человека. Чужая душа потёмки. Но иногда это можно, особенно, когда сам человек раскрывает свои намерения и средства их достижения. Говоря в терминах организации или структуры нам в принципе достаточно констатировать, что некоторый её член очевидно является её врагом, внедрившимся «агентом влияния», тогда как откуда он внедрился, чей именно он агент, – не столь важно. Констатации факта вполне достаточно для извержения его вон.Посмотрим, что А.Г. Дугин думает о Церкви, членом которой он состоит.

Посмотрим, каково в его глазах значение и смысл единоверия, к которому он принадлежит. Вот тексты с сайта «Арктогея», в которых Дугин делится своими соображениями:

«Единоверие - это не эклесеологический факт, это евразийский процесс в рамках русского Православия. Единоверие - вектор движения ... от модернизма к Традиции, от никониянства к Старой Вере. Движение не есть достижение его конечной цели. Но созвездие старообрядческих согласов также не есть цель.Для нас единоверие - это радикальный центр. Полит-некорректное содержание при политкорректной (относительно) форме…

С Единоверием все сложно. Оно было учреждено в одних условиях и исполняло тогда одну миссию. Потом все много раз менялось.Сегодня Единоверие - это процесс общего возврата русских постсоветских православных к корням отеческой Веры. Процесс - не соглас, не отдельная Церковь, не тактический отдел МП.Никакого отречения от никоновой ереси, естественно, не совершается при постановке попа... Единоверие - это не данность, но задание.

Самое правильное ответвление - линия отца Иринарха (Михайловская Слобода) под Москвой... Единоверие по позициям намного "правее" и "реакционнее" самых правых никониян. Бездонно "правее".При этом у Единоверия есть такой плюс: ничто не мешает ему быть универсальным и проникать в среду МП, где убежденных никониян - ничтожное меньшинство (Радонеж и Ко, идеологические "щепотники"), а большинство либо любопытствующего левяка, либо людей, наивно (ошибочно) полагающих, что РПЦ как она есть - это продолжение истинного корневого Русского Православия. Вместо того, чтобы отрицать это извне (из согласов Старой Веры в законченном виде), можно мягко и созидательно объяснять людям как оно на самом деле.

Если там, где вы живете, нет Единоверие, образуйте общину, попытайтесь его создать. По уложениям предсоборного совещания 1917, если большинство прихожан требует служить по старому, это вполне легитимно и их волю следует удовлетворить [45]». 

Здесь, хотя местами обтекаемо да туманно, а главное сказано. Единоверие по-дугински – это «евразийский процесс», имеющий некое «задание», для выполнения которого нужно «проникать в среду МП». Сочувствующим даётся и соответствующее указание – создавать ячейку, "общину". Раскольная лексика: «никонияне», «щепотники», «никониянская ересь». Полагать, «что РПЦ как она есть - это продолжение истинного корневого Русского Православия» наивно и ошибочно. Нужно пользоваться возможностью, то есть образовывать единоверческую общину. Для чего? Понятно, что не с целью спасения души и не для укрепления Русской Церкви, хотя бы и как только «хозяйствующего субъекта» [46] . Но и «созвездие старообрядческих согласов» не то, что нужно. Цель в чём-то другом, непоименованном. Однако, если она не в Патриархате и не в «Древлеправославии», то, стало быть – вообще вне Православия и его раскольнических подобий!

Это всё в открытом доступе. И это 2000-ый год.

А вот программный текст Дугина «Старообрядчество и Единоверие» с портала «Евразия», перепечатка из издания «Евразийское обозрение» № 10 за 2003 год. В первом абзаце читаем:

«Тема Единоверия очень важна, несмотря на весьма сложное отношение к ней со стороны самих староверов, традиционно считающих это уловкой Московской Патриархии против них. На самом деле история Единоверчества, напротив, представляет собой стратегическую линию привития Старой Веры (подлинного Православия к древу синодальной Церкви)» [47]. 

Вот оно что на самом деле! И вот в чём заключается упомянутый процесс:

«На самом деле, Единоверие есть процесс - процесс внутрицерковной консервативной революции... Я убеждён, что только в единоверии как в процессе есть перспективы для оздоровления Русской Православной Церкви, возможность вернуться на твердую незыблемую почву, вне которой наша Церковь обретается с конца XVII века».

Здесь мы не только узнаём, что Русская Церковь Московского Патриархата по мнению Дугина стоит не на камне Православной веры, а совершенно вне твёрдой почвы не одну сотню лет, но и получаем дополнительную информацию о целях Дугина и тех, кого он представляет. Это не больше, ни меньше, а внутрицерковная революция. Консервативная, то есть, это самое «искушение, которое приходит справа», о котором писал Кураев. Не удивительно, что Александр Гельевич по сути поддержал [48] «Обращение» епископа Диомида [49] . 

Дальше – больше:

«Тот в Русской Православной Церкви, кто стоит на жестко анти-старообрядческих позициях, - рано или поздно обнаружит свою раскольничью, антинациональную, сектантскую сущность… Перед Старой Верой официоз должен искренне покаяться, должен заслужить прощение». 

И не раскольники сектанты, а патриарх Никон оказывается сектантом и чуть не первым коммунистом [50] :

«он не просто урезал сакральность, он способствовал нарушению пропорций Святой Руси. В чём-то он был близок хлыстам - Новый Иерусалим и т.д. Это очень по-монтанитски, по-мюнцеровски».

«Единоверие есть фактически старообрядчество... Признавая историческую и духовную правоту Аввакума и его последователей, единоверие исповедует несколько иную экклесеологию». [51] 

И снова – это открытый, доступный текст... Прямая апология раскольников наряду с уничижением Церкви, в которой Дугин сам состоит и в верности которой в другой раз клянётся! Эти статьи Дугиным не опровергнуты ни в едином слове. Напротив, старые его произведения обновляются [52] .

Тексты разных лет показывают, что отношение Дугина к Церкви не меняется. В интервью 2006 года [53] – всё также, теми же словами.

«Единоверие стало той духовной нишей, что полностью интегрировала меня в Старую Веру... Единоверие - процесс, ведущий из новообрядчества в Старую Веру. Единоверие сегодня поменяло свою функцию. Когда-то оно было призвано уводить людей из Старообрядчества, но сейчас это не так... Староверы - соль русского народа... Россия не возродится без Церкви, а Церковь не возродится без Старообрядчества».

Неужели никто из пастырей Русской Церкви и верных её чад, а также их помощников и секретарей не пользуется интернетом? 

Скажите мне, как человек, изрыгающий такие хулы на Святую Церковь, участвует с ними в совместных проектах [54] и даже заседает в одном президиуме, простите, «Всемирного русского народного собора» [55] ? Как причащается святых Христовых Тайн [56] ? По какой причине православные телеканалы " длительное время предоставляют Дугину слово, занимаясь фактически его бесплатным пиаром? Впрочем, должно быть не совсем бесплатным, ибо а Александр Гельевич явно занимал кое-где должность постоянного ведущего, а то и редактора – не без мзды же он трудится, в самом деле! Да и не один, а со своим главным пиарщиком - Тюренковым.

Почему светский человек, учёный директор Института этнологии и антропологии РАН, член Общественной палаты РФ Леонид Тишков кажется в одиночку боролся с тем, чтобы опасная галиматья [58] не превратилась в государственно рекомендованное пособие по обществоведению для школ и вузов?

Дугиным планируется и подготавливается как минимум очередной церковный раскол. Как максимум мы видим попытку получить контроль над Церковью по методам соответствующую ереси жидовствующих. Базой раскола избраны единоверческие приходы. Почему? Не хотелось бы думать, что для этого есть какие-то серьёзные объективные основания. Не хотелось бы...

В заключении – обещанный сюрприз.

Учение А.Г. Дугина. Церковная оценка.

В нашей жизни часто так бывает, что правая рука не знает, чем занята левая. Священное Писание, однако, предупреждает, что это хорошо только в случае подачи милостыни [59] .

Передо мной книга, изданная Миссионерским отделом Московского Патриархата Русской Православной Церкви по благословению Высокопреосвященного Иоанна архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя этого самого Миссионерского отдела. То есть – официальный документ нашей Церкви. Это Справочник «Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера» [60] . В аннотации сказано, что в справочнике представлены данные о некоторых «религиозных и псевдорелигиозных объединениях... об отдельных опасных оккультных и языческих группах», отнесённых к таковым «экспертами государственных и общественных организаций Российской Федерации и иных стран». Предназначена книга для православных граждан, а также рассчитана "на сотрудников государственных учреждений, общественных объединений». С вашего позволения ещё раз повторю, что речь в Справочнике идёт о объединениях деструктивного и оккультного характера. Это важно, потому что в нём сразу после раздела, посвящённой чисто сатанинским движениям, в главе №4, подпунктом 4.9 [61] идёт глава «Учение Александра Дугина». 

«1. Антиправославность мировоззрения, базирующегося на первичности небытия перед бытием, с использованием понятийного и лингвистического аппарата метафизики.

2. Наличие в вероучении концепций, прямо связанных с индуистскими воззрениями (тантризм, индийская метафизика), а также с элементами теософии…

3. Призывы к «реформированию» Православия, в частности путем размывания Православия как истинного вероучения, внедрения в Церковь изнутри его противников, ликвидации православных традиций, подчинения его исламу и в конечном счете уничтожения… Как промежуточный этап – конъюнктурное использование Православия для достижения собственных политических целей…

4. Явное предпочтение ислама к другим вероучениям на фоне снисходительного отношения к масонству и сатанизму.

5. Вероучение А. Дугина… ориентировано на элитный социальный слой… это переводит вероучение в ранг оккультно-мистической идеологии, как результата критики концептуальных положений основных мировых религий.6. Произвольность толкования основных постулатов Христианства и широкое распространение такоего рода материалов через общедоступные источники информации изгоняет А. Дугина за церковную ограду» (с.171).

Москва, 2008 г. Торжество Православия

В начало: 

 


 44 см. ссылки в данной статье

45 http://www.arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1228, выделения в тексте мои – А.Л.

46 обычный у дугинских неоевразийцев термин для Русской Православной Церкви Московского Патриархата

47 http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=1326 

48 http://www.svoboda.org/content/transcript/381007.html «Александр Дугин: Письмо владыки Диомида, я считаю, по сути абсолютно правильным, по форме абсолютно неприемлемым».

49 http://www.pravoslavie.ru/news/070309173512 , http://www.patriarchia.ru/db/text/303169.html 

50 http://ru.wikipedia.org/wiki/Томас_Мюнцер 

51 см. главу про В.И. Карпца

52 http://www.arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1468 

53 http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=46941 

54 http://www.fap.ru/trans.php?id=2245&show=ff&prevdate=20040122201959&direction=fw 

55 http://www.kreml.org/opinions/143774234 56 http://www.interfax-religion.ru/print.php?act=print_media&id=1129 заметим, что после архиерейской службы Дугин прочёл доклад, где «отметил, что в разное время термин "единоверие" носил разную смысловую нагрузку».

57 http://evrazia.info/article/2552

58 http://exlibris.ng.ru/koncep/2007-06-28/9_theory.html 

59 Матф. 6:3 «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая»

60 Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник №1. – Белгород, 2002. – 446 с. / Издание 3-е, дополненное.

61 Сс.164-17262 в тексте сноска на: А. Дугин. Метафизика благой вести, Москва, Арктогея, 19967 - стр.148