А.И. Осипов пишет:

Преподобный Максим Исповедник, объясняя эти слова апостола Петра о сошествии Христа во ад, писал:

«Писание называет «мертвыми» людей, скончавшихся до пришествия Христа, например бывших при потопе, во время столпотворения, в Содоме, Египте, а также и других, принявших в разные времена и различными способами многообразное возмездие и страшные беды Божественных приговоров. Эти люди подверглись наказанию не столько за неведение Бога, сколько за обиды, причиненные друг другу. Им и была благовествуема, по словам святого Петра, великая проповедь спасения - когда они уже были осуждены по человеку плотию, то есть восприняли, через жизнь во плоти, наказание за преступления друг против друга, - для того чтобы жили по Богу духом, то есть, будучи во аде, восприняли проповедь боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад спасти мертвых» [1, с.141].

Ссылка в книге даётся на страницу издания: Прп. Максим Исповедник. Творения. Кн. II. Вопросоответы к Фалассию. С. 44.

Зачем Осипов даёт ссылку на страницу, не указывая издательства и года? Почему бы не написать: Вопрос VII? Ведь на странице 40 книги профессора ссылка указана правильно: Москва, Мартис, 1993 г. В моей личной библиотеке есть это издание, но на странице №44 нет тех слов, потому что Вопрос VIIнаходится на странице 39. А там цитата полностью выглядит так:

«Некоторые говорят, что Писание называет «мертвыми» людей, скончавшихся…»

Простите, великодушно, но всё же есть разница между тем, чтобы сказать «преподобный писал так-то» и сказать «преподобный писал, что некоторые говорят так-то».

Если бы кто-то так цитировал, например, преподобного Иоанна Дамаскина, когда пишет в «Источнике знания»:

«Говорят, что воздух есть потухший огонь или испарение нагретой воды…»

«С одной стороны, говорят, что небо движется кругообразно и сжимает все, что находится внутри его, и таким образом, все остаётся твердым и не распадается» [2, сс.152, 143]

Впрочем, в своём ответе преподобный Максим приводит и другое суждение о тех же словах Писания:

«Или, быть может [Священное Писание] прикровенно называет тех, кто носит в теле мертвость Господа Иисуса (2Кор.4:10) и кому поистине, благодаря делам их, даровано божественное Евангелие…» - это толкование также следует иметь в виду при чтении Первого Соборного послания Святого Апостола (1 Пет.4:6). Перед нами хороший пример двух разных, но взаимодополняющих, то есть нисколько не противоречащих друг другу, толкований.

Святые отцы так и толкуют эти слова Писания, что Господь, будучи справедлив, сошёл в преисподняя земли, чтобы воздвигнуть падшего Адама и вывести из адских темниц всех, кто верил и уповал на Него издревле. Как объясняет блаженный Феофилакт Болгарский в своём Толкование на Первое послание апостола Петра:

«Ибо сказав, что Он умер за нас, неправедных, апостол говорит затем, что Он проповедовал и содержимым во аде. Дойдя до сего, апостол должен был еще объяснить, как смерть Христова полезна была для прежде усопших, и решить вопрос: «если вочеловечение Господа было для спасения всех, то какое спасение получили прежде умершие?» Он сразу разрешает то и другое и говорит, что смерть Христова произвела то и другое вместе, надежду воскресения чрез Его воскресение и спасение усопших прежде. Ибо те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает святой Григорий. Он говорит: «Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих». Ибо от произволения каждого зависело (как требовала разумность) не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя».

Некоторые другие святоотеческие толкования можно видеть ниже в приложении.

Но как хочет истолковать это Алексей Ильич?

Цитата прп. Максима в тексте А.И. Осипова обрамлена двумя безапелляционными высказываниями:

«С этого момента началась проповедь Спасителя в аду… и Его проповедь будет продолжаться до скончания века…»

А сразу за обсуждаемой цитатой говорится:

«…Совершенно очевидно, что если такое благо было даровано грешникам ветхозаветным, то не меньшей милости удостоятся также и грешники и всех последующих времён» [1, сс.141-142].

Надо ли говорить, что слова преподобного Максима не дают ни малейшего основания для подобных заявлений? По-моему, это совершенно очевидно. Мне не известно ни единого святоотеческого объяснения этого или какого-то другого места из Писаний, которое бы утверждало нечто подобное прямо или косвенно. Буду благодарен за предоставление таковых, если они всё же есть. Во всяком случае, Алексею Ильичу они явно неизвестны, раз он старается заменить доказательства громкими заверениями: «совершенно очевидно», «несомненно», «с полной определённостью» и так далее.

Кстати, это характерный признак – когда профессор начинает так пафосно говорить, тут же проверяйте точность цитат и их соотнесённость с тезисом.

 

[1] Осипов А.И. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. – 2-е изд. – М., Изд-во Сретенского монастыря, 2011, ISBN 978-5-7533-0654-8, тираж 100 000 экз.

[2] Св. Иоанн Дамаскин, Источник знания, СПб, «Наука», 2006.

 

Приложение:

Беда Достопочтенный

некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды

И что только немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды, когда погибал мир, он отмечает потому, что число избранных гораздо меньше по сравнению с числом погибающих иудеев – еретиков и лжеверующих. Потому и сказано о тесных вратах и узком пути, ведущих в жизнь: и немногие находят их (Мф 7:14).

(О семи Кафолических посланиях)

Св. Ириней Лионский:

«Господь нисшел в преисподняя земли, благовествуя и здесь о Своем пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него. Веровали же в Него все уповавшие на Него, т. е. предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям праведники, пророки и патриархи, которым так же как нам, отпустил грехи, которых мы не должны вменять им, если мы не презираем благодати Божией»

(Пять книг против ересей. 4.27.2).

Свт. Кирилл Иерусалимский.

«Он сошел в преисподнюю, чтобы и оттуда освободить праведных»

(Слова огласительные. 4, 2);

«Сбежались святые пророки и Моисей законодатель, и Авраам, и Исаак, и Иаков, Давид и Самуил и Исаия, и креститель Иоанн… Искуплены все праведные, которых поглотила смерть. Ибо подобало проповеданному Царю стать искупителем добрых проповедников. Тогда каждый из праведников сказал: “Смерть, где твоя победа? Ад, где твое жало? Ибо Победитель искупил нас”»

(Слова огласительные. 14, 19).

прп. Ефрем Сирин.

«из ада извлек души святых»

(Толкование на книгу Второзаконие. 1. 34).

блж. Иероним Стридонский:

«чтобы победоносно отвести с Собою на небеса души святых, которые были заключены там»

(Толкование на Послание к Ефесянам, кн. 2 // Иероним, блж. Творения.Ч.17. Киев,1903.С. 303).

Св. Иоанн Кассиан Римлянин:

«Проникнув во ад, Христос… сокрушил железные вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, возвел из плена с Собою на небеса»

(Святое Евангелие с толкованием святых отцов. М., 2000. С. 61).

Свт. Григорий Двоеслов

«Итак, разсудив обо всем этом, не содержите ничего, кроме того, чему учит истинная вера Кафолической Церкви, именно, что Господь, сошед во ад, освободил от уз ада только тех, которых, во время жизни их во плоти, соблюл благодатію своею в вере и добродетели»

(Письмо 179-е, Григорию пресвитеру и Феодору диакону Константинопольскому о том, кого Господь извел с Собою из ада, когда сходил в оный. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии». – 1841 г. – Часть II. – с. 93-97).

Свт. Кирилл Александрийский,

«так и при сошествии во ад Он освободил от уз смерти только уверовавших и признавших Его»

(Катены, PG 74,1016 A).

Свт. Димитрий Ростовский

«Когда же Господь наш, облекшийся в человеческое естество, взошел на небо, тотчас явил для всего рода человеческого путь к небесам, по нему пошли вслед за Христом изведенные из ада души святых праотцев и пророков»

(Творения иже во святых отца нашего святителя Димитрия Ростовского. СПб. с. 306).

Свт. Николай Сербский,

«К невидимой Церкви принадлежат… все христиане, которые скончались в истинной вере во Христа за последние 20 столетий, а также ветхозаветные праведники, которых Господь спас во время Своего сошествия во ад»

(Катехизис Восточной Православной Церкви).

Свт Игнатий Брянчанинов:

«Когда сошел Господь Иисус Христос во ад, устрашились князи адские и возопили: Возмитесь врата плачевныя, взошел Царь славы, Христос. Когда Господь сокрушил ад и, освободив из его плена души праведников, возносился на небо, то Небесные Силы, удивляясь новому чуду, вопияли: возьмите врата»

(Слово о смерти. Прим. 110. Толкование, заимствованное из святых Отцов и помещенное по третьей кафизме в Псалтири издания Киево-Печерской Лавры с толкованиями на брезе).

Свт. Феофан Затворник.

«В чем застанет нас смерть, в том предстанем мы и на суд. Уж не питаете ли вы такого чаяния, — чтоб Бог державною властию простил грешников и ввел их в рай. Прошу вас рассудить, пригоже ли это и гожи ли такие лица для рая? — Грех ведь не есть что-либо внешнее, а внутреннее и внутрь проходящее. Когда грешит кто, грех весь состав его извращает, оскверняет и омрачает … А коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдёт туда с духом нераскаянного упорства во грехах, то и там навеки останется с тем же духом, и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение»

(Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892. С. 3-23).

Преп. Иустин Попович

«Господь вывел из царства смерти всех, поверивших до того Предтече и уверовавших в Него, Господа Иисуса Христа, что Он воистину Истинный Бог на небе и на земле»

(Проповедь в день Усекновения главы Иоанна Предтечи).

Толедский Собор 625 года:

«Он сошел во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых»

(Bruns H.D.Canones Apostolorum et Conciliorum Veterum Selecti. Berlin,1839. T.1.P. 221).

«Освободив из ада души Святых Праотцев, Он ввел оные в рай, а с ними вместе и разбойника, который уверовал в Него, вися на кресте»

(Православное Исповедание, 1, 49);

«Господь Иисус Христос нисходил во ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и освободить души, которые с верой ожидали Его Пришествия»

(Пространный православный катехизис Православной Восточной Церкви. 213).