megnИз "ответов отца Александра Меня на вопросы о вере":

Вопрос: Как мыслится существование души до вступления в зачатого ребенка?

Ответ прот. Меня:

Я думаю, что она присутствует в коллективной душе человеческого рода, но как индивидуальная вряд ли существует.

Вопрос: Дух человека существует до его зачатия и рождения. А после смерти?

Ответ:

Убежден, что дух человека не разрушается смертью, что в вечность мы понесем то же сознание, которое у нас есть теперь, но это нелегко представить, вообразить. Наверное, вы читали книгу Моуди «Жизнь после жизни»* и обратили внимание, что почти никто не мог передать, что же за мир им открывался, у нас и слов таких нет.

Не отрицая высказанное в вопросе, о. Александр фактически подтверждает тезис: "Дух человека существует до его зачатия и рождения".

Хотя и говорит в другом месте:

Вопрос: В чем различие души и духа?

Ответ:

Душа — психика, она тесней связана с телом. Душа есть и у животного, по-своему — и у растения. Душа — это реакция организма на окружающую среду: страх, поиск пищи и так далее... душа — это элементарная психика, усложняющаяся путем эволюции и являющаяся телом для духа. Дух — это творчество, совесть, сознание...

...Я убежден, что над местами, где похоронено много людей, можно многое почувствовать, и, бывая на кладбищах, я часто знаю, что тут происходит какая-то драма, особенно у новопохороненных. Иногда даже видно, как поднимается над могилой аура астральная, которая еще не оторвалась от тела, еще не ушла.

Это то, что называют «биоэнергетический комплекс»?
Да, двойник.

"Темна вода во облацех воздушных"... но явно не православное учение о душе. Далее всё звучит ещё более странно:

Вопрос: Расскажите, какие этапы проходит душа после смерти тела, происходит ли ее слияние с общей душой Адама?

Ответ:

... Соединяется ли она с общей душой Адама? Нет, я думаю, она должна оставаться уже личностной. Она находится в единении с другими душами, но уже не теряет своего «Я». Какова эволюция общей души? Ну, это вопрос очень общий. Наверное, все-таки это движение к своему Первообразу.

Т.е. надо понимать так, что эта "общая душа" восходит к "Первообразу", иными словами к тейяровской "Точке Омега" - соединяются в Бога... не С Богом, а соединяясь, образуют Бога. Тут тоже всё темно.

Так или иначе, а предсуществование душ исповедано прямо и недвусмысленно.

Праотец Адам отца Александра - это либо такой каббалистический Адам Кадмон, либо незнамо что, потому что как может предсуществовать "просто психика, усложняющаяся путем эволюции и являющаяся телом для духа" - кто это поймёт? Но у него была некая "общая душа", из которой берутся души всех людей. Наверно так о. Александр толковал слова Ап. Павла про то, что в Адаме все согрешили.

Как Церковь смотрит на подобные толкования?

"Кто верит в баснословное предсуществование душ, которое влечет еще и к другому уродливому и нечестивому представлению, что все души в конце концов, возвратятся в первобытное состояние — да будет анафема".

Анафематизм V Вселенского Собора 553 г., 1.

Есть ещё такой богословский аспект у этой идеи. У Господа Иисуса Христа была человеческая душа. Очевидно, что она должна была также присутствовать также в Адаме. Тогда:

"Кто говорит или думает, что душа Господа прежде существовала и соединилась с Богом Словом прежде воплощения и рождения Его от Девы, — да будет анафема".

Анафематизм Поместного Собора 553 г., 2.

Что ещё говорит о. А. Мень:

Вопрос: Как молиться за детей, которые не смогли родиться?
Ответ: Просто помнить, что души их все равно не погибли, они остаются чистыми.

То есть: души зачатых детей, не очищенные Св. Крещением от первородного греха, являются чистыми. Это - явное отрицание первородного греха.

О посмертии грешников:

Вопрос: Вы сказали, что душа человека бессмертна. А если эта душа темная, та, которая не очистилась от темного? Получается, что и зло бессмертно?

Ответ: Душа, насквозь пропитанная злом, почти теряет свое бессмертие, потому что в процессе очищения, мытарств, как говорят в православной традиции, от нее, выражаясь образно, почти ничего не остается.

Мало того, что прот. Александр отождествляет еретический миф о Чистилище с православным учением о мытарствах, он ещё и исповедует "почти полное" исчезновение душ, а не их вечные муки.

Вопрос: Что такое чистилище? Где оно находится? Почему в Евангелии нет такого понятия, а только рай и ад?

Ответ: Чистилище — это состояние человека, который очищается от земного зла. В православной традиции это называется «мытарствами». Рай и ад мы носим в себе сегодня и поэтому уносим с собой в вечность.

Объясняется всё это неправомыслие (то есть очевидные ереси!) как обычно гуманизмом:

Вопрос: Как совместить гуманизм христианства с категорией ада? Значит, попавший в ад навеки не имеет ни одного шанса на спасение?

Ответ:

Вечность в данном случае не имеет никакого отношения к времени. Жизнь вечная — это полнота радости, мука вечная — это мука, которую мы несем с собой по ту сторону бытия. Понимаете, это не бесконечная мука, а мука, принадлежащая к сфере вечности*. Сказано, что со временем, когда мир будет иным, Бог отрет всякую слезу, всякое зло исчезнет в мире

Не понимаем! Впечатление такое, что цитата из Писания приводится в оправдание идее полного апокатастасиса. Ещё одна ересь.

Далее прот. Мень учит:

Вопрос: Чем отличается после смерти жизнь злодея, просто доброго хорошего человека и человека святого?

Ответ: Каждый получает свою долю спасения, только святой — в полноте, а злодей, по-видимому, получает ее в минимальной степени, пока с него не сойдет все это.

Что сойдёт? Куда? Что такое - "доля спасения"? Говоря в притчах о Царстве, Господь предлагает образ одной монеты, которую получают и те, кто трудился весь день и работники одиннадесятого часа равно. Надо ли понимать слова о. Александра, как уверенность в том, что спасутся все, получив "свою долю спасения", или так, что души грешников просто исчезнут - во всяком случае, это НЕ Православная вера.

Аналогичные цитаты:

Вопрос: Что происходит после смерти с такими людьми, как Гитлер и Сталин?

Ответ: Условно говоря, все то мерзкое, что в них есть, обгорает. Но если этого мерзкого слишком много, то ничего не остается.

"Почти полный" адвентизм, или сходное нечто с адвентисткими доктринами:

“Сразу после оглашения приговора сатана, его ангелы и люди, последовавшие за ним, подвергнутся наказанию. Они должны умереть вечной смертью... Из контекста всей Библии видно, что эта “смерть вторая” (Откр.21:8), которой подвергнутся нечестивые, означает их полное уничтожение. А как же тогда быть с теорией о вечно пылающем аде? Внимательное исследование показывает, что Библия не учит о таком аде или о бесконечном мучении.” (С.371)

Голос истины, 1926, N 9-10.

“Мысль о вечном мучении грешников несовместима с учением христианства о любвеобильном, милосердном Боге. Неужели правда может быть так, что Бог будет бесконечно мучить тех, кто в течении своей кратковременной жизни оскорблял Его? Он, конечно, должен наказать нарушителя закона, ибо справедливость этого требует, но не мучить его вечно в пожирающем огне. В противном случае учение, что Бог - любовь и милосердие - пустые слова”. (С.42)

см. про Адвентизм

Поэтому не удивительно его благодушие, когда о. Александра спрашивают, какое...

Вопрос: Отношение Церкви к духоборам, пятидесятникам, адвентистам и к их деятельности?

Ответ:

... Что касается пятидесятников и адвентистов, то это наши братья во Христе, это люди, исповедующие нашу же веру, но имеющие другие традиции, другие обряды, другие формы религии, но то же самое Священное Писание и те же самые основы веры.

Не обошлось и без эволюционизма и смерти (т.е. распада), который был как-то сотворён Богом:

Вопрос: Апостол Павел говорит, что «вся тварь стенает и мучается, ожидая откровения сынов Божиих». Это нас, людей. Значит, человек должен своим развитием что-то сделать для природы, как-то привести ее к будущему? Как Вы это понимаете?

Ответ:

Человек вступил в мир, где существует материальный распад. Он существовал до человека, смерть не внесена человечеством ...Первое многоклеточное было первым смертным живым существом. Хотя жизнь бросила вызов разрушительным процессам во вселенной, она не оказалась способной себя от смерти оградить. Вольвокс, если вы помните, это почти колониальное существо, это колония, которая стала живым существом. Отсюда начинается распад. Распад, который можно преодолеть только на каком-то высшем этапе эволюции. И вот здесь, в промежуточной фазе, мы сталкиваемся с фактом смерти, которая посещает человека. Тут вся и проблема, и ставилась она людьми в разные времена по-разному.

Как всё сказанное резюмировать?

Протоиерея Александра Меня следует признать либо сознательным еретиком, либо безграмотным провинциальным батюшкой, дорвавшимся до ещё более безграмотной, но столичной аудитории. Поскольку адепты его не могут признать невеждой, приходится признать его еретиком - по формуле отца Андрея Кураева ("всякий, кто говорит ересь - еретик").