Раскол

Что и кого осудилъ Большой Московскій Соборъ 1666-1667 гг.


st.FilaretКъ сожалѣнію существуетъ устойчивый миѳъ, активно распространяемый старовѣрами, что дескать Большой Московскій Соборъ 1666-1667 гг анаѳематствовалъ старые обряды (до того бывшіе въ Россійской Церкви)

Но достаточно обратиться къ дѣяніямъ и постановленіямъ этого Собора, чтобы убѣдиться, что старовѣры либо искренне заблуждаются, либо откровенно обманываютъ довѣрчивыхъ слушателей.

Подробнее...

Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине

oDaniil14 апреля 1682 года в огне закончил своё земное странствование огненный проповедник антицерковного восстания, призывавший и других к массовым самоубийствам. Его имя до сих пор с благоговением повторяется не только апологетами бесчисленных староверческих сект (бывало, число их доходило до 800!), но и многими, искренно считающими себя православными христианами, патриотами России. Даже презрительное прозвище Аввакума "неистовый" ("буйно-помешанный" - в переводе со славянского) многие считают чуть ли не похвальным титулом.

Подробнее...

Соловецкий бунт

Gorskii solovkiПриморский север Европейской России — колонии старого Новгорода, не знавшие крепостного права, таили в себе дух вольности от безусловных приказов Москвы. Сопротивление книжной справе Никона в самой Москве быстро передалось северному центру монашества — Соловкам. Еще до ухода Никона с патриаршества Соловецкий иноческий собор, возглавляемый игуменом Илией, составил приговор (8-го июня 1658 г.) о непринятии новых книг. В этот момент, по уходе Никона 10-го июля 1658 г. из Москвы, не раздалось никакого возражения против Соловецкого выступления. Бунтовское знамя Соловков как бы молчаливо было легализовано, и из Соловков разливалась открытая пропаганда по всему северу, пока безнаказанно отвергавшая все обрядовые и книжные исправления. Антиниконовская атмосфера Москвы благоприятствовала тому, чтобы соловецкая оппозиция никак не обсуждалась и замалчивалась.

Подробнее...