st.FilaretКъ сожалѣнію существуетъ устойчивый миѳъ, активно распространяемый старовѣрами, что дескать Большой Московскій Соборъ 1666-1667 гг анаѳематствовалъ старые обряды (до того бывшіе въ Россійской Церкви)

Но достаточно обратиться къ дѣяніямъ и постановленіямъ этого Собора, чтобы убѣдиться, что старовѣры либо искренне заблуждаются, либо откровенно обманываютъ довѣрчивыхъ слушателей.

На сайтѣ старопоморовъ-федосеевцевъ можно скачать книгу съ дѣяніями Собора, изданную въ началѣ 20 века, на церковнославянскомъ языкѣ.

Что же говоритъ Соборъ 1667 г, кого осуждаетъ и проклинаетъ?


Вотъ какъ переводитъ и комментируетъ постановленія Собора митръ. Филаретъ Дроздовъ въ своемъ письмѣ отъ 26 іюля 1865 г къ графу Д. А. Толстому по поводу всеподданнейшего прошенія московскихъ единовѣрцевъ о церковномъ разъясненіи нѣкоторыхъ постановленій Собора 1667 г. Въ квадратныхъ скобкахъ переводъ митр. Филаретомъ текста съ ц.-сл. на гражданскій русскій языкъ:

“…Во-первыхъ, излагаются мнѣнія раскольниковъ, какъ-то:
«Нарицаху книги печатныя новоисправленныя при Hиконѣ, бывшемъ Патртархе, быти еретическія; — отъ совершеннаго своего неведенія приимаху точию просфоры, на нихже изображенъ бысть крестъ съ подножіемъ и со главою Адамлею»; — «соблазнишася же и о исправленіи святаго Сvмвола и о трегубой аллилуіи, о знаменіи честнаго и животворящаго креста, о сложеніи трехъ перстовъ, и о Іисусовой молитвѣ, и прочая».

[«Называли книги печатныя новоисправленные, при Никонѣ, бывшемъ Патріархѣ, еретическими; — по причинѣ полнаго своего неведенія, принимали только просфоры, на которыхъ былъ изображенъ крестъ съ подножіемъ и съ головою Адама»; — «соблазнились же и о исправленіи святаго Символа /вѣры/, и о трегубой /трижды повторяемой/ аллилуіи, о знаменіи Честнаго и Животворящаго Креста, о сложеніи трехъ пальцевъ /при крестномъ знаменіи/, и о Іисусовой молитвѣ, и прочее»].

Затѣмъ слѣдуетъ «изрѣченіе», то есть, собственное разсужденіе и опредѣленіе Собора.

Соборъ говоритъ:

«Повелѣваемъ покарятися во всемъ, безъ всякаго сумнѣнiя, святой восточной и Апостольской Церкви Христове, — книги, яже совѣтомъ святѣйшихъ патріарховъ, исправишася и напечаташася при Никонѣ, бывшемъ Патріархѣ, и послѣ его отшествія за благословеніемъ освященнаго Собора, служебники, потребники и прочія приимати; — аллилуiа, въ Божественномъ пѣніи во учиненныхъ мѣстахъ глаголати трижды, и прочія».

[«Повелѣваемъ покоряться во всемъ, безъ всякаго сомнѣнія, святой восточной и Апостольской Церкви Христовой, — книги, которые совѣтомъ святѣйшихъ патріарховъ, исправлены и напечатаны при Никонѣ, бывшемъ Патріархѣ, и послѣ его отшествія, по благословенію освященнаго Собора, служебники, требники и прочее принимать; — аллилуиа, въ Божественномъ пѣніи въ положенныхъ мѣстахъ произносить трижды, и прочее»].

Изложивъ церковное ученіе, для исправленія погрешительныхъ раскольническихъ мнѣній, происшедшихъ отъ «совершеннаго неведенія» [по причинѣ полнаго неведенія], наконецъ Соборъ произноситъ свое рѣшительное опредѣленіе:

«Cиe наше соборное повелѣніе и завѣщаніе, по всемъ вышереченнымъ чиномъ, православнымъ предаемъ, и повелѣваемъ, всемъ неизмѣнно хранити, и покарятися святой восточной церкви. Аще ли же кто не послушаетъ повелеваемыхъ отъ насъ, и не покорится святой восточной церкви и сему освященному Собору, или начнетъ прекословити, и противлятися намъ и мы таковаго противника, данною намъ властію отъ всесвятаго и животворящаго Духа, аще ли будетъ отъ освященнаго чина, извергаемъ, и обнажаемъ его всякаго священно дѣйствія, и проклятію предаемъ. Аще же отъ мiрскаго чина будетъ, отлучаемъ, и чужда сотворяемъ, отъ Отца и Сына и Святаго Духа: и проклятію, и анаѳемѣ предаемъ, яко еретика и непокорника; и отъ православнаго всесочленения, и стада, и отъ церквѣ Божія отсѣкаемъ, дондеже уразумится и возвратится въ правду покаяніемъ. А кто не уразумится, и не возвратится въ правду покаяніемъ, и пребудетъ во упрямствѣ своемъ: да будетъ и по смерти отлучену».

[«Это наше соборное повелѣніе и завѣщаніе, по всемъ вышеизложеннымъ пунктамъ, православнымъ передаемъ, и повелѣваемъ, всемъ неизмѣнно хранить, и покаряться святой восточной Церкви. Если же кто не послушаетъ повелеваемое нами, и не покорится святой восточной Церкви и этому освященному Собору, или начнетъ прекословить, и противиться намъ, и мы такого противника, данною намъ властью отъ Всесвятаго и Животворящаго Духа, если будетъ изъ священнаго чина, извергаемъ и отстраняемъ его отъ всякаго священнодѣйствія, и проклятію предаемъ. Если же будетъ изъ мірянъ, отлучаемъ и отчуждаемъ, отъ Отца и Сына и Святаго Духа: и проклятію и анаѳемѣ предаемъ, какъ еретика и непокорнаго; и отъ православнаго единства, и стада, и отъ церкви Божіей отсѣкаемъ, доколѣ вразумится и возвратится въ правду покаяніемъ. А кто не вразумится, и не возвратится въ правду покаяніемъ, и пребудетъ въ упрямствѣ своемъ: да будетъ и по смерти отлученъ»].

Вотъ, отлучены отъ церкви, и проклятію подвергнуты условно, дондеже уразумятся [доколѣ вразумятся], а въ противномъ случаѣ, рѣшительно, прекословящіе, противящиеся, противники, яко еретики и непокорники [какъ еретики и непокорные], то есть, какъ равные еретикамъ, или даже еретики потому самому, что противятся Церкви. И это согласно съ кореннымъ закономъ церковныхъ отлучений, — съ изрѣченіемъ Христа Спасителя: если и Церкви не послушаетъ, то да будетъ онъ тебѣ, какъ язычникъ и мытарь (Мф. 18, 17). Оно отлучаетъ отъ Церкви за одно преслушаніе, не указывая другой вины.

Но вмѣстѣ съ проклятіемъ непокорныхъ, не прокляты ли и обряды ими содержимые? — Соборъ не сказалъ сего; и это основательно и осторожно.

Особенные обряды, содержимые раскольниками, опираются преимущественно на такъ называемый Стоглавый Соборъ, который одобрилъ ихъ. Посему высшій Соборъ 1667 года не могъ не коснуться своимъ сужденіемъ Стоглаваго Собора, чтобы показать нетвердость опоры раскольниковъ и сокрушить ее.

Онъ говоритъ:

«А соборъ, иже бысть при благочестивомъ великомъ Государи Царѣ, и великомъ князѣ Іоаннѣ Василиевиче всея Россіи Самодержцѣ, отъ Макарія Митрополита Московскаго, и что писаша о знаменіи честнаго креста, сирѣчь о сложеніи двою перстовъ, и о сугубой аллилуіи, и о прочемъ, еже писано не разсудно, простотою и невѣжествомъ, въ книзе Стоглавъ, и клятву юже безразсуждения, и неправедно положена: мы православнии патриарси, Кvръ Паисий папа и патріархъ Александрійскій, и Судиа селенной, и Кvръ Макарій, патріархъ Антіохійскій, и всего Востока, и Кvръ Іоасафъ, патріархъ Московскій, и всея Россіи и весь освященный соборъ, тую неправедную, и безразсудную клятву Макарiеву, и того собора, разрѣшаемъ и разрушаемъ и той соборъ, не въ соборъ: и клятву, не въ клятву: но ни во что вмѣняемъ, якоже и не бысть зане той Макарій Митрополитъ, и иже снимъ мудрствоваша невѣжествомъ своимъ безразсудно якоже восхотеша, сами собою: не согласяся згреческими, и здревними харатейными, словенскими книгами: ниже со вселенскими святѣйшими патріархи о томъ советоваша, и ниже свопросишася сними».

[«А соборъ, бывшій при благочестивомъ великомъ Государѣ Царѣ, и великомъ князѣ Іоаннѣ Васильевичѣ всея Россіи Самодержцѣ, отъ Макарія Митрополита Московскаго, и что писалось о знаменіи честнаго креста, то есть о двоеперстномъ сложеніи, и о сугубой /дважды повторяемой/ аллилуіи, и о прочемъ, написано безразсудно, по простотѣ и невѣжеству, въ книгѣ Стоглавъ; и проклятіе, которое безрассуждения и неправедно наложенное, мы православные патріархи: Кvръ Паисий папа и патріархъ Александрійскій и Судія вселенной, и Кvръ Макарій, патріархъ Антіохійскій и всего Востока, и Кvръ Іоасафъ, патріархъ Московскій и всея Россіи, и весь освященный соборъ, ту неправедную, и безразсудную клятву Макарiеву, и того собора, разрѣшаемъ и уничтожаемъ; и тотъ соборъ не въ соборъ, и клятву не въ клятву, но ни во что вмѣняемъ, какъ не бывшую; ибо тотъ Митрополитъ Макарій, и которые съ нимъ, мудрствовали по невѣжеству своему безразсудно, сами по себѣ, какъ восхотѣли: не согласуясь съ греческими, и съ древними списками славянскихъ книгъ: со вселенскими святѣйшими патріархами о томъ не посовѣтовались, и не вопросили ихъ»].

Вотъ, Соборъ Стоглавый обличенъ въ невѣжествѣ, опредѣленія его отмѣнены, проклятіе, имъ произнесенное, уничтожено; онъ признанъ ничтожнымъ. Но при этомъ Соборъ 1667 года не произнесъ своего проклятія, ни на Стоглавый Соборъ, ни на опредѣленія его, ни на обряды, Стоглавымъ Соборомъ одобренные; и не долженъ былъ сдѣлать это.

Напримѣръ: православная церковь для крестнаго знаменія употребляетъ троеперстное перстосложение въ знаменіе Святой Троицы. Раскольники отвергаютъ и хулятъ это, а употребляютъ двуперстное перстосложение въ знаменіе Божескаго и человѣческаго естествъ во Христе. Можетъ ли православная церковь сказать: кто крестится двумя перстами въ знаменіе Божескаго и человѣческаго естествъ во Христе: тотъ проклятъ? — Очевидно, это было бы чрезмѣрно, нерассудительно, несправедливо. Это разсужденіе надлежитъ приложить и къ прочимъ отличительнымъ обрядамъ раскольниковъ.

Итакъ, справедливо и осмотрительно проклятіе произнесено на противящихся и хулящихъ православную церковь, но не на ихъ обряды, хотя въ сравненіи съ общеправославными менѣе древніе, менѣе правильные, однако требующіе снисходительнаго воззрѣнія.

Не излишне при этомъ вспомнить, что одобренные Стоглавымъ Соборомъ обряды, безъ изслѣдованія были приняты и употребляемы первыми пятью Россійскими Патріархами. Итакъ, если бы на эти обряды произнесено было проклятіе, то оно упало бы и на пять первыхъ Россійскихъ Патріарховъ и Россійскую церковь ихъ времени.”


Конецъ цитаты митр. Филарета.

Мой комментарій:

Итакъ, на Соборѣ проклинаются все хулящіе и противящиеся Богу и Церкви, а не самъ т.н. «старый обрядъ». «Старый обрядъ» же былъ просто отставленъ въ сторону и замѣненъ возстановленнымъ дѣйствительно древнимъ обрядомъ (а вовсе не «новымъ»).

То, что т.н. «старый обрядъ» на самомъ дѣлѣ не былъ древнимъ, упоминается въ текстѣ дѣяній Собора 1667. Указывается, что греческіе книги, по которымъ производилось исправленіе, были во всемъ согласны съ древними рукописными славянскими харатейными книгами.

Это также подтверждаетъ преп. Серафимъ Саровскій, который говорилъ, что къ примѣру именно триперстное сложеніе передано отъ апостоловъ, въ отличіе отъ двуперстнаго, которое Богу не угодно.

Относительно Имени Божиего, какъ правильно писать и говорить – «Исусъ» или «Іисусъ», то объ этомъ хорошо разъяснилъ св. Димитрій Ростовскій, ссылаясь на свъ. отцовъ. Въ еврейскихъ и греческихъ текстахъ Писанія вездѣ произносится Іисусъ, писаться же можетъ сокращенно Ic или Iис подъ титлой.

источник: личный блог автора orthoved