Шестоднев

Про "обязательный" геоцентризм

В комментариях к одному из постов в моём "Живом Журнале" священник Димитрий Струев ( ник presviter_ds) привёл возражение, которое впервые, насколько мне известно, было введено в оборот Сергеем Худиевым (sergeyhudiev) в правмировской статье "Может ли православный быть гелиоцентристом?". Как я понимаю, этот аргумент представляется нашим оппонентам "православным эволюционистам" весьма сильным и даже убийственным для наших построений, в связи с чем они, я думаю, и не предполагают, что на него можно хоть что-то внятное ответить. Я же вижу в этом аргументе ещё одно подтверждение тезиса о давнем и глубоком падении уровня нашего гуманитарного образования, впрочем, констатация сего факта не может являться достаточным основанием, чтобы не ответить на конкретный вопрос.

Сперва я поясню суть проблемы.

Подробнее...

Святые про Шестоднев 1.

Блаженный Августин:

Обманывают их и некоторые крайне лживые сочинения, представляющие, будто история обнимает собой многие тысячи лет между тем как согласно Священным писаниям от сотворения человека мы еще не насчитываем и полных шести тысяч лет. Отсюда (чтобы не рассуждать долго о том, как опровергаются эти пустые сочинения, в которых представляется гораздо большее число тысячелетий, и не доказывать, что они решительно не заслуживают никакого доверия...).

О граде Божием, книга 12, Глава X.

Блаженный Феофилакт, епископ Болгарский:

18. Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.

"Последнее время. Легче объяснить так. Поскольку соборное послание направлено ко всякому человеку, а предел жизни не для всех один, собственная же кончина никому не известна, то апостол прилично напоминает каждому о его кончине, чтобы каждый чувствовал, что наступает последнее время его жизни, и непрестанно был трезвен, и чтобы таким образом все христиане всегда проводили жизнь непорочную и совершали дела чистые. Иное объяснение, смеяться над которым было бы неуместно и безумно.

Всякая вещь может быть разделена на три части: начало, середину и конец. Без сомнения, нет ничего несообразного назвать концом все то, что следует далее середины. Посему, если Господь пришел в середине десяти тысячелетий (ибо Его пришествие на землю было почти в 5500 году), то все следующее за сим время, без всякого спора, может быть названо последним. И как порядок тысячелетий в пришествие Господне переступил за середину, то все последующее за сим время прилично может быть названо последним. Истинность такого объяснения принимает и Иоанн Златоуст".

Толкование на 1-ое Соборное Послание Ап. Иоанна Богослова (1Ин.2:18).

 

Преподобный Симеон Новый Богослов

simeon.nov"Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения. Рая тогда еще не было. Но этот мир бысть от Бога, как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его, как говорит Божественное Писание...

Итак, отдал Бог Адаму весь этот мир, сотворенный Им в шесть дней, - о каковом сотворении слушай, что говорит Божественное Писание... после того создал все другое, сотворил и человека, и почил в день седьмый от всех дел, которые начал творить, - насадил рай во Едеме на востоцех, как царское жилище, и ввел в него человека, которого создал, как царя.

Подробнее...

24 часа день един

Cвт. Василий Великий

basil saint"И был вечер, и было утро, день един". 

Почему назван не первым, но единым? Хотя намеревающемуся говорить о втором, и о третьем, и четвертом днях было бы приличнее наименовать первым тот день, с которого начинаются последующие, однако же он назвал единым. Или определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь. Почему, хотя при поворотах солнца случается, что день и ночь друг друга превосходят, однако же продолжение дня и ночи всегда ограничивается одним определенным временем. И Моисей как бы так сказал: мера двадцати четырех часов есть продолжение одного дня, или возвращение неба от одного знака к тому же опять знаку совершается в один день. Почему всякий раз как от солнечного обращения наступают в мире вечер и утро, период сей совершается не в большое время, но в продолжение одного дня.

"И назвал Бог свет днем, а тьму ночью" (Быт. 1:5). 

Ныне, по сотворении уже солнца, день есть освещение воздуха солнцем, которое сияет в полушарии, лежащем над землею, а ночь - покрытие земли тенью, когда сокрывается солнце. Но тогда, не по солнечному движению, но потому что первобытный оный свет, в определенной Богом мере, то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь".

Беседы на Шестоднев, Беседа 2

Подробнее...