Иные выступления, такие как, к примеру, исповедание ереси "приложения" священником Александром Шумским, не идут ни в какое сравнение с "деянием" Синода РПЦЗ, произошедшим в 2016 году в связи с готовившимся Всеправославным собором (так называемый «Критский собор»). По тому случаю Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви выпустил «Обращение», в котором сообщалось:

«Систематические богословские дискуссии четвертого и пятого веков разъяснили, что Отец, Сын и Дух объединены во вневременном общении сущностей (в Рождаемости Сына, Исхождении Святого Духа и Монархии Отца), но не в общении Лиц».

Здесь утверждается фактически наличие нескольких (трёх?) сущностей в Св. Троице, находящихся в «общении». Вообще говорить об общении «чего-то», то есть безличных сущностей обычно не принято, хотя иногда используется**. Общение возможно только между личностями, между «кем-то и кем-то». Частным случаем общения является молитва, в которой человек обращается к Богу или святым как к Лицу (Личности) и личностям. Иначе молитва превращается в медитацию.

Сайт Сретенского монастыря попытался исправить формулировку, заменив множественное число на единственное. Получилось не гораздо:

«Отец, Сын и Дух объединены во вневременном общении сущности».

sobor.pr.ru.1

Получается вообще нонсенс — сущность общается сама с собой. Не знаем, что хуже: исходный текст или такое исправление. Но во всяком случае текст на сайте Зарубежной Церкви неизменен и там «сущности» стоят во множественном числе:

sobor.synod.1

Документ завершается списком подписавших его архиереев РПЦЗ:

«ИЛАРИОН, Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Председатель Архиерейского Синода; МАРК, Архиепископ Берлинский и Германский; КИРИЛЛ, Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский, Секретарь Архиерейского Синода; ГАВРИИЛ, Архиепископ Монреальский и Канадский; ПЕТР, Епископ Кливлендский; НИКОЛАЙ, Епископ Манхеттенский».

Если следовать букве, данные архиереи исповедали здесь ересь, уже осуждённую соборно — наличие в Боге нескольких сущностей (природ).
А это означает, что любой архиерей, священник, диакон или мирянин ныне может, опираясь на данное исповедание, неукоризненно отложиться от них по 15 Правилу Константинопольского Двукратного Собора. И будет формально прав.

К сожалению, вместо того, чтобы просто признать ошибку и внести очевидные исправления в текст, Синод молчит. Похоже, что повторяется ситуация с так называемой «ересью экуменизма» и всё это может привести к совершенно непредсказуемым результатам. Всё это: комичность самой ситуации и трагическая опасность нового раскола, всё это как нам представляется происходил по одной единственной причине: равнодушного, вплоть до игнорирования, отношения к основам веры, то есть к Богооткровенному догматическому учению Матери-Церкви, как будто чему-то вовсе незначительному и отвлечённому, не имеющему непосредственного значения для общецерковной частной духовной жизни. 

В увлечённости борьбой с персонализмом Лосского те, кто не просто так называется епископами, то есть буквально - блюстителями (в первую голову конечно чистоты веры), выплеснули и ребёнка. Если даже Бог милует и вышеуказанный огрех не будет иметь катастрофического продолжения, такое отношение к благочестию не пройдёт даром.


PS. Далее в тексте есть дополнение:

«Неправомерное применение термина «лицо» по отношению к человеку привело, однако, к соображениям...»

Согласно преподобному Иоанну Дамаскину, применение к человеку термина «лицо» абсолютно правомерно:

«Петр — индивид, а также лицо и ипостась (πρόσωπον καὶ ὑπόστασωις)»*.

И не только к человеку, но и к бессловесному животному:

«Следует заметить, что святые отцы названиями: ипостась, лицо и индивид, обозначали одно и то же: именно то, что, состоя из субстанции и акциденций, существует само по себе и самостоятельно, различается числом и выражает известную особь, например Петра, Павла, определенную лошадь»***.


* - Источник знаний, («Наука» 2006, СП(б), Книга 3, гл. 3 О двух естествах во Христе...

** - Ibid.  с 15 - философские главы, Г.5 о звуке;
*** - Ibid. с.47 - Г.43 О лице,