shumsky2Защита еретических учений профессора МДА Осипова А.И. принимает подчас самый странный характер. Так небезызвестный священник Александр Шумский решил вступиться за Алексея Ильича целой статьёй «Страсти по Осипову», опубликованной как на Русской Народной Линии, так и на своем собственном сайте http://shumskiy.SU.

Очень характерно, что священник-неосталинист выбрал для своего сайта доменное имя с su, то есть Soviet Union, Советский Союз. Как говорится, отдельное спасибо за откровенность.

В указанной статье тов. Шумский пытается выдержать позицию непредвзятого стороннего наблюдателя и при этом прямо заявляет: «считаю свою богословскую подготовку вполне приличной (богословские труды Владимира Лосского у меня настольные)». Что ж, поверим отцу-протоиерею на слово и будем считать, что всё, написанное им не случайно.

Как вы можете видеть, говоря о Святых Дарах автор дважды использует слово "приложение". Да-да, именно так, через «И»: скриншот сайта РНЛ  и скриншот сайта Шумский.Советский Союз.

Испокон веку Церковь учила о преложении Святых Даров, передавая этим словом самым греческое слово μεταβολή и латинское transsubstantiatio, что означает «пресуществление», уча там самым, что в Таинстве хлеб и вино изменяют свою сущность, прелагаются — пресуществляются, превращаются — в истинные Тело и Кровь Господа. Но никогда Церковь не использовала приставку «при», означающую присоединение, прибавление и тому подобное, что никак не передаёт суть Таинства.
Обратимся к словарям.

Прежде всего заглянем в Православную энциклопедию, в статью «Евхаристия»:

"ПРЕЛОЖЕНИЕ — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή - изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία - приобщение; μετάληψις - принятие) верующих. Как писал св. Николай Кавасила, «содержание святого совершения священных Таин состоит в преложении Даров в Божественные Тело и Кровь, а цель - освящение верных, которые получают через их [Даров] принятие оставление грехов, наследие Небесного Царства и все, что [нужно] для этого» (Nicol. Cabas. Expl. Div. liturg. 1).

Уже в первоначальной Церкви основными аспектами учения о Е. были: вера в тождество Даров Святых, над к-рыми прочитана евхаристическая молитва, подлинным Телу и Крови Христовым (см., напр.: Ин 6. 51-56; Мф 26. 17-30; Мк 14. 12-26; Лк 22. 7-39; 1 Кор 10. 16; 11. 23-25; Ign. Ep. ad Smyrn. 7; Iust. Martyr. I Apol. 66; Iren. Adv. haer. IV 31. 3-5; V 2. 3)"

Теперь раскроем словарь Даля:

«ПРИЛАГАТЬ, приложить что к чему, прикладывать, класть вплоть; прибавлять, добавлять, придавать; придать.
Приложиться к иконе, мощам, прикладываться, лобызать. Приложиться к предкам, скончаться, отойти в вечность. Приложиться к скотам, оскотиниться, стать животным. Хоть приложись (побожись), не поверю. гл. прикладывать и прилагать весьма близки, и приложить б.ч. заменяет гл. прикласть, редко употребляемый иначе, как для означенья каменной кладки. Прилаганье ·длит. приложенье ·окончат. прилог муж. приложка жен., ·об. действие по гл. ...Что приложено, приложенная к чему вещь. Приложения к книге, ссылки, выписки, объяснительные статьи. Приложение к просьбе, подачка, взятка. Прилог, приложенье, приклад, прибавка».

Кажется, всё достаточно ясно. Чисто богословский анализ использования терминов на основании святоотеческого учения и рассмотрения различных источников был сделан протоиереем Валентином Асмусом в статье "Евхаристия".

Откуда же у священника Шумского такой явный модернизм? Очевидно, что не от Лосского, который уж в чём-чём, а здесь совершенно православен. Мы были бы рады подумать, что в тексте статьи опечатка, но это «прИложение» встречается дважды и было продублировано на РНЛ. На вопросы, адресованные ему лично, батюшка не отреагировал. Приходится сделать единственно возможный вывод, что редакция РНЛ и сам священник Александр исповедуют это странное осиповское учение, согласно которому сущности хлеба и вина не изменяются, но прилагаются к Божественной Ипостаси, либо Ипостась Логоса прилагается к ним, совершая таким образом фантастическое «воипостазирование по-халкидонски», в результате чего Господь не только вочеловечивается, но и «вохлебляется» и «воввиняется» (да не будет!), как по безграмотности продолжает учить вышеупомянутый профессор Духовной Академии.

Но это ещё, как говорится, цветочки... см. продолжение