Данная работа является сокращённым пересказом статьи римокатолического автора, адаптированным для читателя, не принадлежащего к Римокатолической церкви, прежде всего для православного.
Исходная статья находится в сети в свободном доступе и всякий интересующийся может скачать её по ссылке (Приложение 2).
Предварительные объяснения.
Как в Римокатолической, так и в Православной церквях имеется только три священных степени (по восходящей): диакон, священник, епископ. Только епископы могут возводить членов церкви в эти степени через определённое священнодействие, называемое Таинством рукоположения (по-гречески, хиротония). Для Таинства требуется обязательное соблюдение определённых условий, кроме упомянутого наличия епископа (или нескольких епископов), произнесение чётко регламентированной формулы, выражающей суть Таинства.
Прежде всего необходимо, чтобы хиротонию совершал подлинно епископ, а не, скажем, переодетый мирянин или священник. Если даже соблюдены все прочие условия, но епископ отсутствует, то Таинство невозможно считать совершившимся. Согласитесь, что если, к примеру, кто-то из нас купит или украдёт епископское облачение и выучит всё чинопоследование, то даже если он и “рукоположенные” им клирики будут искренне верить в это “Таинство”, никто и никогда не признает в Церкви факт подобной “хиротонии” и хорошо, если участники не окажутся под серьёзными прещениями за подобную театральную выходку.
Итак, епископ поставляется минимум тремя действительными епископами, священник - одним епископом рукополагается из числа диаконов, а диакон - также одним епископом из простых мирян.
Далее, как было упомянуто, должна быть соблюдена форма Таинства и формула, установленная Церковью издревле по определённому канону. А именно, в ней должно быть явным образом содержаться призвание Святого Духа (Третьего Лица Троицы), сообщаться смысл происходящего, то есть, что данный священник поставляется во епископы и так далее.
Надо отметить, что Римская католическая церковь традиционно значительно строже подходит к формулам и формулировкам в силу особенности своего богословия. Но вот формула, употребляемая в Русской Православной Церкви:
Мы видим выполнение всех условий: призвание Духа Божия, прямое указание на поставление в епископы (см. подробнее Приложение 1).
Повторим, что отсутствие по любой причине какого-либо из указанных элементов, может быть как минимум поводом для сомнения в действительности Таинства, а скорее всего - основанием для признания его недействительным.
Теперь можно перейти к главному.
Рукоположения в духе Второго Ватиканского
Как известно, с 1962 по 1965 годы в РКЦ состоялся Собор, называемый Вторым Ватиканским и считающийся у католиков Вселенским под номером 21. В результате было произведено немало кардинальных реформ и существенным изменениям подверглось очень многое в РКЦ, в том числе и формула совершения епископских хиротоний. А именно, специальной комиссией была принята совершенно новая формула, взятая из практики одной из еретических восточных Церквей, где она судя по всему была даже не формулой хиротонии, а просто словами для назначения монаха в игумены - что не является никаким Таинством, но только изменением административного статуса человека.
В статье, на которую мы ссылаемся, опущена одна важная информация - предложение новой формулы, её перевод и прочее, было сделано лицами, вообще не принадлежавшими к РКЦ - приглашёнными профессорами-консультантами, по конфессиональной принадлежности - протестантами. Вот как она звучит в переводе на русский язык:
"И ныне излей на сего избранника Твоего силу, что от Тебя есть, Духа владычественного,
Которого дал возлюбленному Сыну Твоему, Иисусу Христу,
Кого Он даровал святым Апостолам, которые основали Церковь во всяком месте,
во святилище Тебе, во славу и непрестанную хвалу имени Твоего".
В формуле нет упоминания Св. Духа, но говорится о неком “духе владычественном”, что может означать как одно из действий Святого Духа (ведению, добродетели etc), так и просто ангела ("Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его" Лк. 22:43). Также явным образом нет слов о рукоположении в епископский сан. Говоря по-простому, сказано нечто вроде: пусть некий дух или сила возведёт тебя неизвестно куда.
Во всяком случае новая формула в принципе не может считаться формулой Таинства Хиротонии. Тем не менее, она принята и используется в РКЦ, начиная с 1968 года в качестве единственной и обязательной.
Что это означает практически в духовном и каноническом плане?
То, что даже если хиротонию производили настоящие несомненные епископы, человек, вышедший из-под их рук не является епископом. Он по-прежнему остаётся не более, чем священником. А значит, сам не может никого никуда рукоположить.
А это означает, что все без исключения рукоположения совершённые после 1968 года недействительны и все новые епископы - не суть таковы, то есть не епископы.
В свою очередь, они, будучи всего лишь священниками, не были в состоянии рукоположить кого-либо во священники и диаконы, и все священники и диаконы, хиротонисанные после 1968 года этими “новыми” епископами в кавычках, остаются обычными мирянами. Оставаясь мирянами, они не могут совершать большинство Таинств, прежде всего служить мессу, говоря по-православному - Божественную Литургию.
Значит и миряне уже давно лишены возможности причащаться Тайн, что бы под этим словом не понимать.
С шестидесятых готов прошлого века прошло не много ни мало полсотни лет. За это время вымер весь настоящий епископат РКЦ и новых епископов не появилось. Католические семинарии выпускают точно таких же мирян, что и поступают туда, хотя и уверенных, что они священники. Можно предположить, что ни одной мессы в РКЦ уже давно не совершается, даже если вы считаете, что у католиков могли бы сохраниться Таинства после их отпадения от Вселенской Церкви.
Замечу особо, что вышеизложенное не есть какой-то специфический православный взгляд, а то, что соответствует прежде всего учению и пониманию самой Римокатолической церкви, тому как она всегда учила и понимала действенность и действительность Таинств. Согласно традиционным католическим нормам РКЦ давно перестала быть церковью ныне и присно, и во веки веков, аминь. И “изнутри” самоё себя она не может восстановить себя, даже если использует метод Мюнхаузена.
Результаты и следствия
Для понимания приведу некоторые факты.
Очевидно, последний епископ на Папском Престоле был Иоанн Павел II рукоположенный в 1958 году. Предыдущий Папа Бенедикт XVI (хиротония в 1977 году) епископом уже не являлся . Нынешний же Римский папа Франциск посвящён в епископы ещё позже - 27 июня 1992 года в кафедральном соборе Буэнос-Айреса архиепископом Буэнос-Айреса кардиналом Антонио Кваррасино.
Печально, но факт - на Гаванской встрече Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл встречался с человеком, в лучшем случае соответствующим статусу протоиерея, так сказать, столичного благочинного. Столько трудностей и ухищрений, и только чтобы пообщаться с обычным скоблёным попом, который должен был бы не сидеть с нашим Патриархом, как равный, а подбегать под его благословение…
В заключении скажу о том, значении, которое всё вышеизложенное имеет для Православной миссии в мире.
Отложив Гаванскую декларацию, препятствующую нам приступить к возвращению погибающих еретиков-римокатоликов в лоно истинной Церкви Христовой, и убрав вредную мантру “мы прозелитизмом не занимаемся”, мы могли бы за несколько лет обратить к Богу и спасти от вечных мук минимум треть прихожан храмов РКЦ по всему миру, только объясняя им эти элементарные вещи: у вас нет литургий, вы не причащаетесь Таин, ваши грехи не отпускаются вам на “исповеди”, вы потеряли уже последние формальные признаки церкви и вы все идёте стройными рядами в геенну огненную под руководством ряженых в священные одежды мирян. Мы же, имея всё для спасения, даром дадим вам реальность духовной жизни и свободный вход в Царство Небесное.
Лет за десять нормальной честной проповеди Православия мы сможем отторгнуть от еретического гибельного сообщества всех тех, кто сколько-нибудь предан Истине, всех подлинно верующих католиков.
Вместо того, чтобы “сотрудничать” с РКЦ, то есть фактически брать на себя какие-то односторонние обязательства, мы не только поможем спастись сотням миллионов душ из католического миллиарда, но и заставим кардиналов и пап самих умолять нас принять их в общение.
Приложение 1.
Действительность и действенность таинств
Первым условием действительности таинства (1) со стороны богоустановленного порядка совершения его служит употребление определенного вещества для таинства (а) или видимого знака его (б). Так, для таинства Крещения проводником и видимым орудием таинственного действия благодати для человека Господу угодно было избрать воду, для Евхаристии - хлеб и вино, для Миропомазания, - миро (для Елеосвящения - елей). В других таинствах волею их Установителя сообщение благодати соединено с применением определенного видимого знака: руковозложения в таинстве Священства, троекратного благословения в таинстве Брака, осенения крестообразным знамением разрешаемого от грехов - в таинстве Покаяния. (2) Вторым условием правильности совершения таинств, от соблюдения которого зависит действительность таинства - это: "призывание Св. Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Святаго Духа" (Прав. Исп. 100). Призывание Святаго Духа и произнесение установленных слов (совершительной формулы таинства) придают внешним действиям при совершении таинства таинственно-благодатное значение. Так, таинство Крещения совершается словами священнодействующего: "крещается во имя Отца и Сына и Св. Духа". Таинство Миропомазания совершается словами: "печать дара Духа Святаго". Таинство Покаяния совершается словами разрешительной молитвы ("Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо"). В таинстве Евхаристии освящение даров начинается благодарственною молитвою ("Достойно и праведно Тя пети" - по чину литургии св. И. Златоуста. "Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю покланяемый" - по чину св. Василия Вел.), продолжается повторением установительных слов Спасителя: "приимите ядите..." и " пиите от нея вси..."), и оканчивается молитвенным призыванием Святаго Духа и благословением даров: "и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым".
В таинстве Священства такую существенную часть составляет молитва хиротонии, тайно произносимая рукополагающим и заключаемая крестообразным осенением рукополагаемого. В таинстве Брака - слова: " Господи Боже наш, славою и честию венчай я". В таинстве Елеосвящения - молитва таинства: "Отче Святый, Врачу душ и телес...", произносимые при крестообразном помазании болящего освященным елеем.
Указанные два существенные условия действительности таинств, относящиеся к способу совершения, иногда называются: первое - материей таинства, второе - формой таинства.
[https://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/126/42.html]
Приложение 2.
Статья Энтони Сикейды "Совершенно бездейственный и целиком пустой Обряд посвящения во Епископы 1968 года" - скачать PDF.
Ссылка на исходном ресурсе - www.traditionmass.org