В номерах журнала "Антирелигиозник" за 1939 год была напечатана статья "Неопубликованные материалы из биографии товарища Сталина". Ранее мы уже приводили цитаты воспоминаний одноклассников Сталина по семинарии, как он призвал своих друзей в Великую Пятницу намеренно наесться "хаши" (мясного блюда из требухи) затем, чтобы на следующий день на литургии Великой Субботы причаститься с насмешкой и доказать всем, что Бог не накажет никого огнем. Тогда Сталин произнес запомнившуюся семинаристам фразу: "вот тебе и доказательство никчемности поповской болтовни". Журнал "Антирелигиозник", орган центрального совета Союза Воинствующих Безбожников, без всякого смущения, а как раз наоборот, с бравадой, сообщает своим читателям антирелигиозные примеры из жизни молодого Сталина.
Интерес представляет также пример, опубликованный в "Антирелигиознике" и процитированный историком И.Курляндским в его статье "В Бога и святых он не верил с детства" («Политический журнал», 4 июня 2007 года).Приведем наиболее запоминающуюся и яркую цитату семинариста Георгия Елисабедашвили и затем проанализируем ее. Вот эта цитата.«Мы оба вошли в старую церковь и все хорошо осмотрели. Товарищ Сосо, увидев на стенке какую-то икону, видимо, кем-то повешенную, сказал: «Ого, смотри, и эта кляча (говорил о церкви и иконе) здесь. … Что сделать, Георгий?» Я сразу на трапезу, сорвал со стены икону, растоптал ногами и обрызгал «водой». Сосо спрашивает: «Слушай, не боишься Бога, что это с тобой?» Я засмеялся, а он похлопал (по плечу) и сказал: «Ты прав».
Из приведенной цитаты воспоминаний мы видим, что молодой Иосиф Сталин с Георгием Елисабедашвили зашли в старую церковь. Слова на грузинском языке "эта кляча здесь" скорее всего выражает богохульное и оскорбительное указание на Богородицу. Видимо в храме висел образ Божьей Матери и поэтому здесь употреблено слово, являющееся синонимом слова "кобыла". В данном месте значительную ценность представлял бы филологический анализ возможных вариантов перевода с грузинского. Далее мы видим в воспоминаниях Елисабедашвили слова "я сразу на трапезу". Словом "трапеза" здесь в переводе с грузинского языка передано слово "престол". Таким образом, друг Сталина залез ногами на престол в храме и дословно "сорвал со стены икону". Далее сказано "растоптал ее ногами и обрызгал "водой". Слово "вода" в кавычках однозначно говорит о том, что он помочился на образ Божьей Матери. Здесь возможны варианты. Скорее всего друг Сталина в его присутствии сделал это прямо стоя на престоле, то есть тут же не спускаясь растоптал образ Божьей Матери и помочился на него. Возможно также, что он спрыгнул с престола и сделал это внизу. А возможно, что Сталин делал это вместе с ним, но по причине того, что Сталин к тому времени занимал пост Генерального секретаря ВКП(б), Елисабедашвили решил не передавать такой хулиганский образ Сталина и потому назвал только себя залезшим на престол, топчущим икону и мочащимся на нее. Однако друг Сталина не преминул сказать, что Сталин похлопал его по плечу и произнес "ты прав". Несомненно, что Сталин не просто одобрил действия Елисабедашвили, но и толкнул его на это богохульство. В психологическом анализе этого отрывка важна фраза Сталина "Что сделать, Георгий?" Таким образом, перед исполнением богохульства Сталин сам раздумывает и подсказывает как совершить этот вандализм. Эта последняя фраза показывает, что это деяние было их общим либо в смысле одобрения, либо в смысле совместного действия. Я полагаю, что было бы интересно провести профессиональный психологический анализ этой цитаты воспоминаний о Сталине.
Важно сразу подчеркнуть, что публикация в "Антирелигиознике" статьи "Неопубликованные материалы из биографии товарища Сталина" -- это плод работы Емельяна Ярославского, главы Союза Воинствующих Безбожников, над книгой "О товарище Сталине". Данная книга стала официальной биографией Сталина, а Ярославский был ее автором. Книга подробно обсуждалась партийным руководствам и в архивах сохранилась даже переписка Сталина с Ярославским по поводу издания книги и некоторых правок в тексте.Мы выражаем уверенность, что данное свидетельство о молодом Сталине немаловажно с точки зрения оценки явления так называемого "православного сталинизма", как опаснейшего лжеучения. Нет сомнения, что это лжеучение требует скорейшего осуждения.
источник: блог в Живом журнале pravoslavnij