Давно не заглядывал на патриотические сайты, но вот открыл и поразился количеству написанных текстов по поводу готовящегося к прокату фильма «Матильда». По данной теме высказываются разные авторы, много разных мнений, но всеми осторожно опускается, на мой взгляд, главная проблема в происходящем: «А почему подобное богохульство вообще возможно?» Почему всем нашим либерально настроенным деятелям культуры не приходит в голову мысль, например, снять фильм, написать картину, стихи или книгу, где бы высмеивались или выставлялись в непристойном виде мусульманские святыни или религиозные авторитеты? Наверное, именно потому, что своей головой очень дорожат. Почему же православные святыни в нашей стране можно так откровенно поносить и высмеивать?
Вернёмся на 2 тысячи лет назад. Главной движущей силой, происшедшей тогда, Голгофской трагедии были законники и фарисеи. Первые требовали неукоснительного выполнения формального закона, не желая разбираться в происходящих событиях. Вторые искажали закон произвольным его толкованием в угоду своим страстям и желаниям.
Теперь возвратимся в наше время, но на несколько лет назад. Вспомним наши длительные споры в попытках не допустить показа богохульного фильма Скорцезе «Последнее искушение Христа», оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре, балета «Нуриев» в Большом театре и вот фильм «Матильда». И долго ещё мы намерены бороться с государственной системой, которая поощряет подобные соблазны? Деньги на отечественные постановки, как мы знаем, выделяет государство. Ведь, у всех наших оппонентов один железный аргумент: «Мы законов не нарушаем, вам не нравится — не смотрите». Так они отвечали нам во всех выше перечисленных случаях и, совершенно точно, будут продолжать так отвечать, тыча нам в лицо законами правового государства и неукоснительным соблюдением этих законов.
Теперь обратимся к закону. Писал об этом десятки раз, но вынужден ещё раз напомнить, что страна наша, Российская Федерация, в нравственных и моральных вопросах опирается сегодня только на Уголовный кодекс РФ. Именно он Уголовный Кодекс является мерилом и главным критерием в вопросах нравственной оценки всех происходящих событий. Напомню также, что коммунисты, придя к власти, «Моральный кодекс строителя коммунизма» почитали высшим законом, определяющим нравственность граждан страны. Сегодня наше государство руководствуется Уголовным Кодексом. Зададимся вопросом — почему выбрана самая нижняя духовная граница при оценке нравственности поступков человека? Ответ может быть только один: потому что уже четверть века подобный уровень духовности, морали и нравственности угоден нашим властям всех уровней. И законодательной, и исполнительной, и судебной, и информационной. Когда слышишь на различных форумах, ток-шоу выступления наших депутатов, министров, руководителей страны, председателей судов различных уровней, то невольно видишь, что законодательное оформление вопросов нравственности, духовности, морали жёстко табуировано. Ибо, это оказалось очень удобно для наших власть предержащих: иметь полную свободу в вопросах морали, ограниченную только УК РФ. Именно поэтому они во всех наших попытках обуздать зарвавшихся законников от культуры, словно в рот воды набрали. «А что мы можем сделать, если всё происходит в рамках закона?» — это их стандартный ответ. А ведь многие из них крещены в Православной вере. И в Таинстве Крещения давали обет служить Творцу в рамках Его воли. Но оказывается ЗАКОН СВЕТСКИЙ выше обетов Таинства Крещения, выше Закона Божия. Всё, как две тысячи лет назад. И когда мы призываем культурный бомонд прекратить нас оскорблять, то они, глядя на депутатов, только иронически улыбаются: «Мы же закон не нарушаем».
Вспоминаю советское время, когда провозглашённый государством воинствующий атеизм позволял властям разных уровней глумиться, высмеивать и поносить нашу веру. Моя старенькая бабушка Варвара всегда вздыхала и говорила: «Ну, критикуйте, доказывайте, аргументируйте, обличайте, но не смейте творить хамов грех — смеяться над нашими святынями. А всё потому, что хамы у власти!» Напомню, тем, кто плохо знает Библию, что Хам — младший сын Ноя, иронизирует над отцом и высмеивает его. Другими словами: хам — это тот, кто глумится над своими близкими и высмеивает идеалы и святыни оппонента. И когда я вижу, то, что происходит в последние годы, то бабушкин вздох «хамы у власти» всё чаще приходит на ум после появления очередных современных культурных «шедевров».
Теперь о лицемерии. Это один из самых тяжёлых грехов, особенно в духовной области. Наверное, неслучайно, Христос именно лицемеров обличал особенно резко.
Я думаю, что подавляющая часть наших власть предержащих в глубине души всё сознаёт и понимает, но лицемерие всегда позволяла данной категории людей договориться с собой. Вообще, как показывает опыт, при осознанном совершении греха человек удивительно просто и быстро научился договариваться с самим собой.
Давайте посмотрим конкретные примеры. О нашей законодательной власти больше не будем. Если они, уже столько лет, принимают сотни законов, но так и не удосужились заняться законами, которые хоть как-то бы определяли границы добра и зла, критерии и дозволенного и недозволенного, помимо УК РФ, и при этом не вздыхали о загубленном (а когда-то лучшем в мире) образовании. Значит, лицемерие у этих людей запредельное, ибо они считают нормальным воспитание детей в государственных школах по Уголовному Кодексу. И обсуждать или что-то говорить этим людям просто бесполезно.
Но, всё-таки несколько конкретных примеров духовной теплохладности (апокалиптическая болезнь) некоторых наших лидеров попробую привести.
Меня всегда поражал лидер КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов. Какие страстные патриотичные речи, какой обличительный пафос!!! И вот он заявил, что членам КПРФ разрешена вера в Бога и посещение храмов. Это больше не противоречит уставу партии. Теперь прочитаем текст партийного гимна КПРФ «Интернационала», в котором символическим языком отражаются главные идеалы, цели и задачи партии. Напомню, что данный гимн поётся при открытии и закрытии главного органа партии — съезда. И что мы читаем?…. откровенное богохульство!!! «Бог никто, а мы своими руками можем всё!!!» Как может верующий открыто богохульствовать, оставаясь при этом верующим человеком, совершенно непонятно. Какая-то запредельная форма шизофрении. Но лицемерие — это та страшная болезнь, которая, ради собственной выгоды, позволяет идти на любые грехи, лишь бы добиться цели.
Не часто, но всегда с интересом, смотрю авторскую программу «Бесогон», которую ведёт господин Никита Михалков. Особенно запомнилась одна из последних, которая называлась «Хватит врать!» В программе разбиралось эссе Яны Поплавской, которая написала, что она ненавидит слово толерантность, где каждая буква лжива и фальшива. Что, прикрываясь этим лозунгом, насаждается разврат, глумление, непотребство. Никита Сергеевич очень аргументировано и доказательно прокомментировал данное эссе, усилив акценты. Действительно, термин толерантность (в отличие от веротерпимости) призывает признать истинность любого вероисповедования. Другими словами 2×2=4, 6 8, 15 и. т. д. — всё истина. То есть, если истина во всех вероучениях, то истины нет совсем. Ибо догматы различных вероисповедований, порой, прямо противоположны. Иначе говоря, термин толерантность провозглашает, что истины нет, а, значит, и Бога нет. Самая вульгарная и страшная форма духовного атеизма.
Но вернёмся на несколько лет назад, когда Президентом был избран Дмитрий Анатольевич Медведев. Его первая речь начиналась призывом к толерантности…. Ничего не напоминает? Собственно, наши либералы сегодня отрабатывают призыв своего руководителя. Но, ведь позиционирует он себя, как православно верующий человек. Так и хочется вспомнить слова Спасителя, что дерево будем узнавать по плодам. Кстати, после первого года своего президентства в своей речи по итогам года нынешний премьер министр заявил, что «на гос. закупках украден триллион». Казалось бы, ну коли на гос. закупках, значит, украдены госслужащими, которым Вы доверили данный участок работы. И какие же последовали выводы?…. Да никаких!!! Лицемерие бездонно. Оно позволяет обладателем этой черты не замечать своего самодовольства, самовосхваления, чванного тщеславия, постоянно пытаясь напоказ показать свою значимость.
Кстати, ещё раз обращусь к Никите Сергеевичу Михалкову с благодарностью за его передачу. Автор передачи всегда ведёт её на фоне православных икон, тем самым, наверное, подчёркивая свою приверженность к православной вере. Я уже неоднократно говорил в его адрес, но коли уж речь идёт о лицемерии…. «Уважаемый господин Михалков! Который год Вы проводите Московский кинофестиваль во время Петровского поста, соблазняя десятки тысяч людей зрелищем, которое к православной вере никакого отношения не имеет. Наверное, Вы помните из Евангелия, что случается с теми «кто соблазнит малых сих»? И потом, Ваше неоднократное, настойчивое, публичное требование разрешить нецензурную брань в Ваших фильмах и признание, что без сквернословия фильм снять нельзя, вызвало у моих студентов множество вопросов: «Почему ему можно?…» Простите, но, на мой взгляд, это очень неприятное и тяжёлое лицемерие.
И наконец, о самом тяжёлом и самом неприятном. Почему против фильма «Матильда» выступил публично Рамзан Кадыров (поклон ему низкий!), руководители Дагестана и Крыма, а наши многие, крещённые в православной вере и давшие обет служить Богу в рамках Его воли, губернаторы стоически молчат! Почему? — вопрос риторический. Если уж вопрос о том, кто должен в школе покупать парты, решается через Президента, то реально действующей власти на местах просто нет. Два миллиона вопросов в основном из области хозяйственно-бытовой деятельности, оказывается, могут быть решены только на высшем уровне. Значит, мы имеем парализованную лицемерным страхом власть на местном, районном, областном уровнях. И, похоже, это всем нравится и всех устраивает. Наверно потому, что лицемерие заставляет не служить, а прислуживать!
Теперь о фильме «Матильда». Многие недоумевают, почему при таком накале страстей Высшая власть молчит? Неправда не молчит. Хорошо помню, как дважды в программе «Время» лет 7−8 назад с интервалом в год наш президент Владимир Владимирович Путин обронил фразу в адрес, уже прославленного Русской Православной Церковью в лике святых, царственного Страстотерпца (простите, люди добрые за вынужденную цитату) — «Николай кровавый». Казалось бы, ну если оговорился, скажи, чтобы вырезали и не оглашали на всю страну. Нет, оставили: пусть все слышат мнение православного руководителя страны в адрес прославленного православного святого Земли Русской. Я думаю, губернаторы областей это выражение хорошо запомнили со всеми вытекающими последствиями. Но если у кого-то ещё остались сомнения, то приведу ещё один пример лицемерия. Правда, это было чуть раньше, чем предыдущий случай, тогда наш Президент занимал должность премьер-министра. В программе «Время» был показан сюжет, где наш тогдашний премьер, осматривая картинную галерею художника Глазунова, выразил недоумение по поводу изображения первых русских святых, князей-мучеников Бориса и Глеба. Заявил Путин на всю страну буквально следующее: «А вот Борис и Глеб, хотя и святые, но страну отдали без боя. Просто легли и ждали, когда их убьют. Это не может быть для нас примером». Что это — толерантность? Или святотатство?! Сколько раз в русской истории, когда грозила вспыхнуть междоусобная вражда, князей примиряли именно примером наших первых святых: «Мучеников Бориса и Глеба вспомни!» Для любого православного христианина подобные слова премьера были оскорбительны. Или толерантность позволяет и подобное?
Совсем недавно смотрел встречу нашего Президента со школьниками. Где ему был задан ему вопрос: «Какие качество руководителя Вы цените больше всего?» Помните, что он ответил? «Порядочность»!
И что здесь сказать. Толерантность (духовное беззаконие) позволяет трактовать любые термины кому как вздумается, видимо, оставаясь порядочным в своих глазах. Но как с точки зрения государственной идеологии (которую нам запрещено иметь по Конституции) можно сказать, кто есть кто? Никак!!! Лицемерной власти удобна позиция узаконенной на государственном уровне безнравственности. И, конечно же, можно и нужно добиваться запрета данного хамского фильма, но, по-моему, нас так и добивают этими «шедеврами» в области литературы и искусства, изнуряя наш, и так слабые, духовные силы. Бороться с системой соблазнов, которые пришли в мир, с помощью государства, согласно словам Спасителя, в масштабе страны бесполезно, но всё равно нужно. Чем и вызвана данная статья.
И последнее. Верю ли я в возможность хоть каких-то изменений в нравственно духовной области в ближайшее время? Однозначно нет, уж слишком не равны силы. Лицемерие заставляет власти постоянно утверждать ложные «истины». Я неоднократно писал, что демагогическое утверждение о многонациональности и поликонфессиональности нашей страны, которое мы постоянно слышим в различных СМИ, не выдерживает никакой критики. Это ложь! Наши демократы, либералы и правозащитники, поминутно кричащие о приоритетности права и свободы, почему-то забывают, что по международным критериям, принятым ООН, мы — мононациональная страна (если основной этнос составляет не менее 67% населения). Сегодня русских в России около 80% и подавляющее число из них крещены в Православной вере. Тогда о чём речь? Оказывается основной этнос не имеет право, в отличие, скажем, от мусульман, защищать свои духовные святыни.
Но моя статья продиктована ещё одним обстоятельством. В 1938 году был расстрелян мой дед, протоиерей Пётр Соколов, служивший в Свято-Сретенском храме деревни Мечётка в Воронежской епархии. Приговор был вынесен, как написано в личном деле, за антисоветскую пропаганду. Но самом деле причина была совершенно другая. Любил мой дед Царскую Семью и в двадцатых годах прошлого века за каждой службой поминал за упокой, тогда ещё не прославленных, Царя Николая, Царицу Александру и чад их Ольгу, Татиану, Анастасию, Марию и Алексия. Донесли, конечно, и деда сослали в Сибирь на пять лет. К началу тридцатых годов он вернулся, сначала служить не разрешали, а потом допустили, но строго-настрого запретили поминать Царскую Семью. Дед подчинился, Царя не поминал, а поминал просто рабов Божиих Николая, Александру, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексия, но и этим подписал себе смертный приговор. И вот я думаю: приду в тот горний мир, а дед мне скажет:
«Я в суровое, страшное время гонений, ещё не прославленных, не причисленных к лику святых, Царственных Страстотерпцев поминал, а ты в толерантное время свободы и демократии первых прославленных русских святых, мучеников Бориса и Глеба не защищал, когда их хулили, царскую семью, прославленную в лике святых, позволил публично оскорблять. Что же ты наш род опозорил своей трусостью?»
И что мне ему отвечать? Вот и пишу, в который раз пишу, но, думаю, и это не послужит для меня оправданием. А обратиться к лицемерной, на всех уровнях власти, язык не поворачивается. Даже, если сегодня запретят этот толерантный фильм, завтра же ещё с десяток новых появится. Лицемеры……. и Бог им судия. и мне тоже: за неумение защитить наших святых.