skob1"Негодных же и бабьих басен отвращайся,..."
Ап. Павел (1 Тим. 4:7)

Когда-то я написал небольшую заметку о богословских опусах монахини Марии (Скобцовой) под названием "Богословие Марфы". Поэтому здесь просто ограничимся сжатым пересказом основных её тезисов.

Впрочем, если вы помните ту Евангельскую историю как Христос пришел в дом двух сестер Марии и Марфы, то вы и сами догадаетесь. Остальным напомню, что Мария отложила все дела и, сев у ног Христа, внимала Его речам, тогда как Марфа ринулась готовить угощения, накрывать на стол и вообще полностью погрузилась в домашнюю работу, еще и стала попрекать сестру, говоря:

"Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё".

По сути дела все писания монахини Марии (Скобцовой) - это одна бесконечная попытка богословски обосновать поведение Марфы, обличая Церковь в том, что она недостаточно следует ее образу мысли и действия. Иначе говоря, для Матьмарии главное в Церкви - это социальное служение и внешняя активность, что она пытается обосновать во всех своих - во всяком случае, известных мне, - текстах. И да, вопреки прямым словам Христа, то есть единственного Главы и Основателя Церкви, к которой Матьмария примкнула и которую, приняв постриг, она обещалась слушаться.

Думаю, что именно этим объясняется то глубокое и восторженное почитание этой церковной писательницы, которое она встречает в кругах нашей либеральной интеллигенции. Именно такое вИдение Церкви характерно не только для модернистской церковной публики, но и для мiра в целом, для властей предержащих, для благосклонных атеистов и иноверцев. Церковь в их глазах должна быть комбинатом по предоставлению различных благотворительных услуг - иначе, зачем она вообще нужна? Только этой своей деятельностью Церковь как-то оправдывает свое существование. Мир говорит: я готов вас терпеть, закрывать глаза на ваше мракобесие (если только оно не будет выходить за ограду храмов), готов даже постоять со свечкой, если нужно для пиара, но вы должны идти в ногу со временем. Все западные конфессии уже пошли навстречу здравого смысла и свели смысл своего существования к внешнему активизму, сократив прочее до минимума. Те же римокатолики обновились: сократили мессу до 10-15 минут, евхаристический пост до 30, в Великий Пост едят яйца и молочные продукты, фактически только один или два дня действительно воздерживаясь от обычного питания. Так и вам пора бы образумиться.

Вот этому запросу как раз отвечает "богословие Марфы", написанное монахиней, даже внешне соответствующей знакомому нам типу советской женщины-революционерки-активистки. Это бой-баба, прущая к цели, как БТР, будь то сбор макулатуры, запуск ракеты в космос, проработка тунеядцев на партсобрании или вот богословствование. А то и новомодное монашеское священноприсутствие в социальных сетях - тожемонахиня Элизабет (Сеньчукова) ака попблогерка Машенька-Сеньч (кстати, сравните фото и найдите семь различий...).

Ключевой в данном случае текст Матьмарии: "Типы религиозной жизни или Пять исторически сложившихся в православии типов благочестия" подводит черту под всей историей Церкви. Так и видится:

- Вот стою я перед вами, простая русская баба!..

И дальше - доклад Съезду, простите, Богословской конференции в Париже, буквально в тот же 1936 год.

Но сперва о "Типах".

Как можете видеть, она насчитала их пять, а именно:

[в православии существует]

1) синодальный тип благочестия,

2) уставщический тип,

3) эстетический,

4) аскетический

5) Евангельский.

Понятно, что последний - самый правильный, не даром он так назван - Евангельским, не больше, не меньше. А первые четыре... даже названия их не располагают.

"Я перехожу к характеристике Евангельского типа духовной жизни, вечного, как вечно Евангельское благовестие, живущего всегда в недрах Церкви, сияющего нам в ликах святых, иногда озаряющего отблеском своего пламени и внецерковных подвижников..."

Было бы интересно, что это за "внецерковные" такие подвижники? Махатма Ганди, чай? Или кто?

Сказано осторожно: озаряющий. Правда не уточнила главное - солнце озаряет и кучки экскрементов, но те от такого озарения ничегошеньки не приобретают.

Если отбросить общие слова и не обращать внимания на явные ереси ("Он возносит и мир на крест. Он делает его соучастником и смерти, и славы Своей"), то остается две вещи:

а) часто причащаться, с чем было бы странно спорить, и -

б) упомянутое выше служение человекам, социальная и прочая внешняя активность, выдающаяся за Богообщение и аскетизм:

"тайна человекообщения становится тайной Богообщения... как Христос истощил Себя, воплотившись в человечестве. Мы так же должны истощать себя до конца, воплощаясь в иной человеческой душе, отдавая ей всю силу образа Божьего, заключенного в нас".

"И нет и не может быть никакого сомнения, что, отдавая себя в любви другому человеку — нищему, больному, заключенному, — мы в нем встретим лицом к лицу Самого Христа. Об этом сказал Он Сам в словах о страшном суде и о том, как одних Он призовет к жизни вечной, потому что они оказывали Ему любовь в лице каждого обездоленного и несчастного, а других Он отошлет от Себя, потому что у них безлюбые сердца, потому что они не помогли Ему в лице страждущих Его братьев человеков, в которых Он являлся им".

"В этом наше единственное, всепоглощающее христианское призвание. Таков, мне кажется, евангельский путь благочестия".

Я предвижу возражения - да и что скрывать, - неоднократно слышал их: дескать, что же тут неправильного, ведь она и ссылается на слова Христа из притчи на Страшном Суде, на то, что все Заповеди сводятся к двум, одна из которых - любовь к человеку....

Да, это так.

А НЕ так - вовсе не конкретные Евангельские истины, но приоритеты.

Христианская, собственно Евангельская любовь к человеку возможна только через любовь к Богу, а не наоборот. Без любви к Богу и служения Ему всякие попытки возлюбления человека и человечества, всякая благотворительная деятельность превращается в человекоугодие, в человекослужение - в поклонение твари вместо Творца и в идолопоклонство.

Ни по какой человеческой лестнице нельзя подняться к небу.

Никакой внешний активизм не соединяет со Христом, даже если он осуществляется под постоянное скандирование Его имени. О чем Он, кстати, Сам недвусмысленно сказал.

Христа нет в мiре. Стало быть и приобрести Христа, причаститься ему через мiр не получится.

Нельзя поделиться тем, чего у тебя нет. А пропагандируемый скобцовской теологией внешний активизм просто не оставляет времени для аскетизма подлинного, требующего уединения, иногда физического бегства от мiра, минимализации всяких контактов, включая и самые благотворительные.

 

продолжение следует