О ситуации вокруг "канонизации" Ивана Грозного
В данной работе автор представляет на суд читателей свое видение этой проблемы. Критически рассматривается не только деятельность сторонников канонизации Ивана Грозного (Манягина, Душенова и др.), но и противников - преподавателей высших богословских учебных заведений ПСТБИ (ПСТГУ) и МДА, таких как В. Петрушко, Александр Дворкин, диакон Андрей Кураев, архимандрит Макарий (Веретенников) и др.
Главная идея работы: почти никакой борьбы против движения за канонизацию не ведется; то, что пишут Церковные деятели в опровержение демагогии "канонизаторов" (об опричном терроре, митрополите Филиппе) бьет мимо цели.
При написании работы автор опирался на исследования крупнейших специалистов по истории России XVI века (Р.Г. Скрынникова, А.А. Зимина и проч.).
Я преподаю церковную историю в Московской духовной академии, и студенты часто задавали мне вопрос об отношении к эпохе Ивана Грозного. Я на этот вопрос отвечал: есть эпоха митрополита Макария. Что же касается выражения «эпоха Ивана Грозного», то это не эпоха, поскольку эпоха всегда есть нечто целое. А о цельности эпохи в этом случае говорить не приходится.
Мысль о канонизации царя Ивана Грозного, насколько мне известно, никогда в прошлом всерьез никем не высказывалась. Эта идея – явление последних лет. Для историков эпоха Ивана Грозного и его место в истории России – это область исследований и полемики, но до последнего времени спор шел об оценке Ивана Грозного исключительно как исторического деятеля. А вот что он, оказывается, еще и один из угодников Божиих – такая экстравагантная мысль принадлежит уже нашему времени, и это симптом болезненного состояния религиозного сознания части нашего народа.