AK.qareiskupitelТермин "царебожие" и производные, как и всякий термин, условен. Ереси и расколы назывались по-разному, некоторые известны под несколькими именами. Например, савеллианство (по имени основателя) и модализм (содержанию) - не разные ереси, а одно и то же, евномианство, оно же аномейство и так далее.

Насколько термин царебожие адекватен? На мой взгляд, вполне. Он подчёркивает пункт уклонения этого учения от аутентичной Христианской веры.

Ереси в учениях царебожников

Напомню, что царебожники учат, что:

а) царь НиколайII искупил грех Русского народа - вообще все грехи ХХ века или
б) один грех нарушения клятвы Собора 1613.

Нет-нет, говорят они, мы вовсе не учим, что Царь есть бог или что он имеет какие-то божественные свойства, но говорим, что он, будучи Помазанником от Бога последовал за Ним и совершил по образу Христа искупительный подвиг в отношении только Русского народа. Что ж, посмотрим, как всё обстоит на самом деле. 

Какие можно указать основные уклонения царебожников от Православной веры и церковного порядка:

1. Царь, как соискупитель

В Церкви только Иисус Христос именуется Искупителем и по понятным причинам. В Библии Искупителем именуется только Бог:

Ис.47:4 Искупитель наш - Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев.
Ис.49:26 и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.
Ис.59:20 И придет Искупитель Сиона и [сынов] Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь.
Ис.60:16 Ты ... узнаешь, что Я Господь - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.
Ис.63:16 Только Ты - Отец наш; ...Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш".

Никаких соискупителей не было предусмотрено ни в Ветхом, ни в Новом Завете. Поэтому в учении царебожников это есть первая ересь и как минимум кощунство - перенесение на человека одного из Божиих имен, "передача" творению чисто Божественных прерогатив.

2. Недостаточность жертвенного искупительного подвига Христа 

Господь Иисус Христос искупил ВСЕ грехи человечества без исключения от начала времён и во веки веков. Благодаря Его Искупительному подвигу мы можем УСВАИВАТЬ себе плоды искупительной Жертвы Христа, соединяясь с Ним в Крещении и Таинствах.

По безумным учениям царебожников выходит так, что был некий грех, который не был искуплён Христом. Христос либо не смог его искупить, либо не захотел. Вот это уже богохульство.

Здесь я замечу в скобках, что подобные идеи распространены в католицизме. Там есть такая маргинальная теория, что святые путём нанесения себе страданий и увечий, "принесения в жертву" Богу своего здоровья и т.п. искупают даже священников - см. Тереза "Младенца Иисуса" из Лизьё и проч. Там это нормально. Для Православия как для аутентичного Христианства это дико.

3. Родовое проклятие за нарушение соборной клятвы

Собор 1613 был Земским, а не церковным. Поэтому он во-первых, не мог выносить анафемы кому бы то ни было, тем более так априори. Подобных полномочий у того Собора не было, но он взял на себя это и - тем самым сам совершил грех. Простецы реагируют на само слово "Собор" и становятся жертвами хищных волков-сектантов. Но это уже к вопросу о нашей общей исторической и церковной грамотности...

Во-вторых, грех "нарушения соборной клятвы" - это вымысел. Его "родовое проклятие" - это из осиповских баек про "родовой грех", которого Церковь никогда не знала.

У человека есть личные грехи, от которых он избавляется покаянием (дословно "переменой ума") в Таинстве исповеди, есть т.н. "Первородный грех", который имеет наследственную природу, но он-то и искуплен нашим Единственным Искупителем - Христом. Все подобные придумки как многоучёных профессоров МДА, так и необразованных сектантов есть просто чушь, а с церковной точки зрения - ересь.

Но сектанты создали страшилку и активно ипользуют её для запугивания слушателей и соблазнения "малых сих".

4. Общецерковная деятельность без должного благословения

Чин "тайнинского всепокаяния" получил не только известное распространение, но и опасное развитие. По церковному пониманию, если вы покаялись в каком-то грехе, то этот грех с вас снят,он изглажен из "рукописания грехов" и даже бесы не смогут его найти, чтобы обвинить вас на мытарствах. Если вы покаялись, то больше не надо каятся, но мало этого - продолжение покаяния в раскаянных грехах будет уже само по себе грехом - грехом неверия Богу, Который почему-то не смог вам этот искренне раскаянный грех отпустить.

Но Чин и тогда в начале нулевых, и сейчас собирает практически одних и тех же людей. В радениях присутствует тот же актив. Таким образом люди по многу раз, кто-то наверное уже десятки, всё каются и каются по этому чину, повторяя те же грехи "участия в свержении Романовых" и "расстреле Царской Семьи". 

Наконец, никакого благословения священноначалия на подобные чины просто нет. Мы имеем каноническое преступление.

Как говорить с царебожниками

В разговоре со всеми сектантами необходимо требовать от них конкретики. Это сразу вынуждает их признать за собой ложь и это становится понятно всем слышащим вас диалог.

Если сектанты говорят: нас благословил отец N. Хорошо, где бумага с его благословением - на что конкретно он давал благословение? Хотя бы где видео, где он проговаривает в точности ваши утверждения? Кто пишет или говорит, что благословляет именно указанный чин? Какой священник или епископ призывает исповедовать Царя Николая "Искупителем" - в любом, каком бы то ни было смысле? Ничего этого нет и сектанты вынуждены будут или признать это или уклоняться от обсуждения.

Возможно вам покажут ролик, в котором некий батюшка говорит общие слова про покаяние. Смотрите внимательно и вы увидите, что лучшем случае ему говорят что-то вроде: скажите, должен ли Русский народ покаяться в грехе против Царя? Формулировка вопроса такова, что каждый православный согласиться, ведь говорится вообще о необходимости покаяться. Обычно человек не чувствует подвоха, понимая вопрос так: должен ли каждый русский, каждая личность, входящая в Русский народ, принести покаяние, если, к примеру, он верил клевете на Царя, если как-то похулил святых по незнанию, особенно до воцерковления своего. Но сектанты - лукавые совопросники века сего - представляют дело так, как будто каждый сказавший о покаянии тем самым выступил в поддержку их чинов и организаций. Легко видеть, что это не так. Именно поэтому нигде и никогда царебожники не задают прямого вопроса. Никаких благословений у них не было и нет. Разве что со стороны монахов "шаталовой пустыни", про которых не ясно, из какого они монастыря, в какой юрисдикции... и вообще не всегда можно определить "вы мужчина или женщина" (с) Собачье сердце.

Даже прекрасную проповедь приснопамятного Патриарха Алексия II царебожники подверстали к своим агиткам, несмотря на то, что именно он и осудил их практики и совсем не имел в виду благословлять подобные "чины" и мероприятия.


История движения: Царебожничество: краткая история