В самом начале августа на территории храма Воскресния Христова в Кадашах в Москве прошло стояние против мерзкого клеветнического фильма «Матильда», но недавно на странице соцсети вконтакте одного из организаторов - движения «Царский Крест» (руководитель Александр Порожняков) были обнаружены материалы про "царя-искупителя", "искупительную жертву святого царя Николая II" и прочие несовместимые с православным учением вещи (фото прилагаю ниже). Попытки вразумить Александра со стороны православных христиан успеха не возымели.
К сожалению, в отношении фильма «Матильда» мы видим людей, которые продвигают фильм, разрушающий духовные основы нашей страны, но помимо этого пришла опасность с другой стороны - борьба вокруг «Матильды» дает возможность подняться «наверх» людям зараженных маргинальной ересью царебожия, продвигаемой некогда раскольничьим лжеепископом Корнилием. Я выкладываю скриншоты с личной страницы Александра и группы Царский Крест, а также мнения православного духовенства по обозначенной проблематике.
Данные с сайта Несторианство:
«Мы ознакомили священнослужителей Православной Церкви с материалами по движению "Царский Крест" (руководитель Александр Порожняков) и задали ряд вопросов по ереси царебожия и правильному отношению к поднятой проблематике со стороны православных христиан.
Список вопросов:
1. Возможно ли назвать святого царя Николая — искупителем в каком либо смысле?
2. Допустимо ли употреблять в отношении его понятие “искупительная жертва” в каком-либо смысле?
3. Как правильно назвать людей , которые считают царя искупителем и т. д.?
4. Подпадают ли они под анафему недели Торжества Православия: «Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.» ?
5. Можно ли взаимодействовать с движением “Царский Крест” и подобными организациями на ниве организации мероприятий по противодействию показа фильма «Матильда», давать им выступать на теле и радио эфирах, собирать для них подписи, помогать вести группы в соцсетях, репостить их посты и прочее? Ведь по факту получается, что православные зачастую и не подозревают, что трудятся на тех, кто занимается продвижением искажений относительно Святого Царя.
Священник Андрей Барабаш:
(1) «Не допустимо святаго царя Николая называть искупителем ни в каком смысле. Мы не знаем примеров, чтобы кто-либо из святых назвал бы себя искупителем, так же не знаем примеров, чтобы какой-либо святой называл какого-то святого искупителем, кроме Богочеловека Иисуса Христа, так как они понимали, что это является богохульством.
(2) Искупитель у нас один, это Христос, который Искупил грехи Человечества, а царь Николай – это человек, который сам нуждался в Искуплении и получил Искупление в таинстве Крещения.
(3) Человек, который искажает православное вероучение называется еретиком или заблудшим
(4) Думаю,что да!
(5) Не рекомендовал бы сотрудничать с заблудшими сообществами, которые никого, кроме себя не слышат, на мнение Церкви им наплевать, а это состояние называется гордостью.
Священник Давид Миндорашвили:
“Святые не принимают такого поклонения людей, которое не угодно Богу. Искупление есть величайшая реальность, распространяющяяся на всю совокупность космоса, как видимого, так и не видимого “суд над судом” (Прп. Максим Исповедник), примиряет падший космос с Богом. На кресте. То простирает руки человечеству и, как пишет св. Григорий Богослов, “несколько капель крови восстанавливают всю вселенную”. Это означает, что искупление человечества и России в том числе уже совершено Богочеловеком Иисусом Христом. Он и есть истинный Царь- Искупитель. “неприемлющим благодати искуплениям проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему перед Богом: анафема”. Проследование в неделю православия.Я хочу привести слова Блаженного Святителя Иоанна (Максимовича), “Св. Андрей Боголюбский своей кровью освятил единодержавие Руси, утвердившееся уже значительно позже его мученической кончины. Всероссийское почитание св. Михаила Тверского исцелило раны на теле России, причиненные борьбой Москвы и Твери. Прославление св. Царевича Димитрия прояснило сознание русских людей, вдохнуло в них нравственные силы и, после тяжких потрясений, привело к возрождению России. Царь-Мученик Николай II со своим многострадальным семейством входит ныне в лик тех страстотерпцев…Царь-Мученик и его сострадальцы станут новыми небесными защитниками Святой Руси”1 (грех цареубийства). Только в таком смысле можно говорит о Мученике Царе Николае. Ни в коем случае нельзя говорить о нем, как о Царе-искупителе России. Это есть ересь. Взаимодействовать вместе с движением “Царский Крест” будет неправильным.
Священник Владимир Степаненко:
“Христос посреди нас! В правильно поставленных вами вопросах, уже прослеживаются ответы. Святого царя Николая нельзя называть искупителем в каком либо смысле. Ибо искупитель только Христос. А царь хоть и святой, но не безгрешен. А искупителем почему является Христос, потому что он принес себя в жертву за весь род человеческий. И переносил Он муки не имея ни одной вины.Подвиг царя Николая не может называться искупительной жертвой. Людей которые считают царя искупителем, нужно называть еретиками, как бы это страшно и грубо не звучало, но в этом истина!»
Ситуация, когда православные люди собирают подписи, делают репосты и приглашают в организаторы мероприятий движение зараженное ересью, выглядит пугающей. Очень прошу всех внимательно относиться к Царскому Кресту, его лидеру Александру Порожнякову и тем кто имеет аналогичные заблуждения. Не молиться с ними, не собирать им и для них подписи на их листы (подписи и письма можно напрямую отправлять в органы власти), не делать репосты, не оказывать другую помощь в развитии их групп, не приглашать их на радио, ТВ и в оргкомитеты проводимых мероприятий.
Я считаю, что православные должны активно принимать участие в общественной жизни в рамках закона, но дело не в том, сколько собрано подписей и проведено стояний - Своей милостью Господь может в одночасье запретить «Матильду», как в случае из жития святителя Николая, когда тот устрашил во сне царя и повелел отпустить невиновных воевод. Но Господь же ждет от нас чистой веры согласно Писанию и Преданию Церкви, ждёт нашей жизни во Христе согласно правилам Вселенских соборов и согласию Святых Отцов. Чем же кончается общение с теми, кто заражен ересью, для православных хорошо известно на примере подписи унии Византии с католиками...
Еще прошу быть осторожными с «чудотворными» иконами царебожников, так как это не иконы, а неканоничные изображения, хулящие Христа и его святых (скрин подобной иконы есть в приложении к посту).
Хорошая статья по теме есть на сайте Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, который занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов. Приведу сокращенный отрывок из нее:
«Царебожниками написаны иконы всех русских царей, а также Распутина... Канонические иконы они часто переписывают согласно своему «богословию», вместо Христа изображая царя Николая II (например, вместо Младенца Христа в евхаристической чаше в руках у Иоанна Предтечи). Вообще их иконография очень развита, есть множество икон Богородицы, написанных по снам и "видениям" последователей (чаще последовательниц) ереси. Например, кощунственная «икона» «Русь Воскрешающая» — где Богородица в белых одеждах держит свой покров над Русью, с покрова падают восьмиконечные кресты: те, кто их ловит, — светлеют, а те, кто убегает и не ловит, — чернеют и превращаются в «кучки дерьма» (вместе с иконой царебожники распространяют буклеты с описанием ее иконографии). Множество их икон "мироточат" (с православной точки зрения мироточение не является бесспорным критерием истины; не все чудеса — от Бога), святые на них открывают и закрывают глаза. Мироточат даже книги с изложением их «чудес», причем авторы рекомендуют прикладывать свои произведения к больным местам. Как и для многих сектантов, для царебожников чудеса, мироточения, исцеления — безусловное доказательство и знамение истины.»
И еще написано :
«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. »(Матф.7:21-23).
Пост во вконтакте
P.S. Пока готовился пост на ресурсе РНЛ вышла статья «Под видом борьбы с «царебожниками» - вот отрывок из нее:
«Сергий Алиев и Александр Порожняков в интервью «Русской народной линии» отмели обвинения господина Люльки, сам термин «царебожники» считают надуманным и политически ангажированным. Святого Царя Николая II они никогда не приравнивали к Господу нашему Иисусу Христу. Стоит напомнить, что термин «царебожники» получил распространение с нелегкой руки сектоведа Александра Дворкина».
Так что если царебожия нет, то что тогда изображено на скринах со "стены" «Царского Креста»? И судя по всему процесс стирания начался...
«А если кто кричит, что его ложно безславят, и хвалится, что он мыслит по нашему; то он тогда докажет согласие с истинною верою, когда открыто и без лукавства осудит противное учение». Блж. Иероним Стридонский