prot.GeorgyGorodentsovВ полемике с нами сторонники мнения о конечности геенских мук часто ссылаются на одно место Св.Писания. Которое, на их взгляд, «настолько явно подтверждает это их мнение», что они иногда попросту цитируют сие место Св.Писания в качестве синонима того, что загробные муки и нераскаянных грешников имеют конец. Речь идет о словах апостола Павла, который пророчествует о том, что будет в конце времен: когда «последний же враг испразднится смерть... да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор.15: 26, 28).

Логика наших оппонентов понятна. Они думают, что раз Бог в конце веков станет всем во всех, т.е. даже в самых закоренелых и нераскаянных грешниках, то это значит, что и они спасутся, также вместе с праведниками наследовав Царствие Небесное.

Но, во-первых, этого нет в самом данном тексте послания ап. Павла. Там не сказано, что все без исключения люди, в том числе и нераскаянные грешники спасутся. Более того, это противоречит другим местам посланий сего апостола, где он, например, говорит следующее: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10). И это апостол утверждает неоднократно (ср. Гал. 5: 19-21; Еф. 5: 5-7).

Во-вторых, наши оппоненты, делая по собственному смышлению такие выводы из данного места послания ап. Павла (1 Кор. 15: 28), опираются лишь на свою сомнительную логику, т.е. на свой собственный ум. Но в толковании Св.Писания следует уповать не на свой падший ум, а на святых отцов и учителей Церкви. И если мы возьмем их толкование на сие место Писания, то ничего подтверждающего мнение наших оппонентов о конечности геенских мук в них не найдем.

В-третьих, в другом месте Нового Завета есть слова того же апостола Павла, очень близкие по смыслу к: «Будет Бог всяческая о всех», - и отсюда разъясняющие нам, что же на самом деле имел в виду апостол?! Речь идет о его учении в афинском ареопаге о Боге, Который «Сам дая всем живот и дыхание и вся... О Нем бо живем и движемся и есмы» (Деян. 17: 25, 28). В переводе на русский это учение ап. Павла звучит так: Бог «Сам дая всему жизнь и дыхание и все... Ибо мы Им живем и движемся и существуем».

Не правда ли, эти последние слова ап.Павла почти буквально соответствуют его же учению о «будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15: 28)?! Но в афинском ареопаге апостол говорит не о конце времен, а лишь указует на то богословское учение, что бытие (существование) каждого человека, да и любого творения Божия невозможно без действия постоянно поддерживающих это бытие энергий Божиих. О чем и пророк псалмопевец Давид сказал относительно всякой твари Божией: «Отимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 103: 29).

Очевидно, в том и другом месте Св.Писания ап. Павел, отнюдь не противореча самому себе, говорит не о «всеобщем спасении - апокатастасисе», как мнят наши оппоненты, а лишь о том, что в конце времен, после Страшного Суда действия этих энергий Божиих будут особо изобильными, можно даже сказать, - особо благодатными. Но значит ли это, что под действием сих особо благодатных энергий Божиих и нераскаянные грешники войдут в Царствие Небесное?

Думать так, значит не учитывать воли и свободы самого человека - этого самого нераскаянного грешника. И на сей счет очень хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст. Который, сравнивая действие благодати Божией с солнечными лучами, заметил, что «Солнце светит на все одинаково, но воск под его действием становится мягче, а грязь - жестче». Точно также праведники и нераскаянные грешники в конце времен. Что очень хорошо видноиз пророчеств Спасителя о будущем воскресении мертвых.

Заметим, что всеобщая смертность всех людей - это следствие всеобщего нашего соучастия в грехе прародителей: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всем человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5: 12). «Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека Иисуса Христа, преизбыточествует для многих... Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5: 15, 17).

Таким образом, всеобщее воскресение мертвых - это благодатное следствие искупительного подвига Иисуса Христа и Его Воскресения, как об этом подробно говорит тот же апостол Павел (1 Кор. 15: 1-34). Итак, всеобщее воскресение мертвых - это следствие обильной благодати Божией, в конце веков должной излиться на все без исключения человечество таким образом, что: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15: 22).

Но что Сам Господь говорит об этом всеобщем воскресении мертвых в конце времен?! А вот что: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскрешение осуждения» (Ин. 5: 28-29). Видите, изобильная благодать Божия, дарующая всем людям воскресение, остается изобильной благодатью, но сам последний выбор зависит не от нее, а от сердца человеческого. У праведников оно от действия этой изобильной благодати умягчается, как воск, и они идут в воскресение жизни; а у грешников оно под действием той же благодати становится жестче, как грязь, и они идут в воскрешение осуждения.

Что очень хорошо видно из описания Страшного Суда у апостола и евангелиста Матфея. Когда праведники призываются Господом войти в Царство Небесное за те многие добрые дела, которые они сотворили во время своей земной жизни, и которые Господь усвояет Себе, как будто бы они были сделаны Ему (Мф. 25: 34-36). И что же праведники? Они по своему смирению, по своему смиренному сердцу, просвещенному обильной благодатью Божией, отрицают в себе наличие сих добродетелей (Мф.и25: 37-39). И именно за это наследуют Царствие (Мф. 25: 40, 46).

А вот что касается грешников, то они и на Страшном Суде поступают противно этим добродетелям. Ибо когда Господь обличает их, как не имущих оных во время их земной жизни (Мф. 25: 41-43), то они, вместо того, чтобы смиренно признать себя таковыми и принести за это покаяние пред Господом, - напротив, ожесточив свое грязное от страстей (в первую очередь от гордыни) сердце, нагло и гордо говорят вопреки Слову Божию, ложно выставляя себя «сплошными праведниками», не имущими нужды в покаянии (Мф. 25: 44). Но ведь Господь «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13), - поэтому и идут эти мнимые, лишь в собственных глазах «праведники», в огонь и муку вечные (Мф. 25: 41, 46).

И сие сугубое ожесточение их сердца происходит, несмотря на ту обильную благодать Божию, которую они только что получили, телесно восстав по сей благодати из мертвых так, что Бог воистину стал и у них всем во всех. Кроме, конечно, их собственной воли и свободы, которые Господь никогда не отнимает у человека. Ибо в этом случае он перестанет быть человеком, превратившись в подобие какого-то животного. Вот по этой-то своей собственной воле, т.е. по своеволию нераскаянные грешники и наследуют геенну! И виноват в сем не Господь, а они сами! Ведь по всем законам, и Божественным, и человеческим, - каждый в мере собственного своеволия несет за него и ответственность.

На этом можно закончить догматическую часть учения о вечности загробных мук для нераскаянных грешников. И если бы я был только догматистом, то должен был бы впасть в уныние и отчаяние от, мягко говоря, резко отрицательной реакции значительной части людей, считающих себя православными, на сие, в общем-то, общеизвестное православное учение, защищенное авторитетом Св.Писания и Вселенских Соборов.

Но, слава Богу, Господь открыл мне кое-что и кроме догматов. Поэтому я достаточно хорошо понимаю, особенно вследствие нашей дискуссии с оппонентами этого учения, почему это для них, как говорит русская пословица: «Не в коня корм». А вот почему это так - это само по себе весьма интересно и достойно исследования, а также вселяет некоторую надежду, позволяющую избежать уныния и отчаяния.

источник