Нет, я не еретик!
Говорили об авве Агафоне:
«Пришли к нему некие, услышав, что он имеет великую рассудительность. Желая испытать его, не рассердится ли он, спрашивают его:
«Ты — Агафон? Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец».
«Да, это правда», — отвечал он. Они опять спрашивают его:
«Ты, Агафон, клеветник и пустослов?»«Я», — отвечал он.
И еще говорят ему:«Ты, Агафон, еретик?»
«Нет, я не еретик», — отвечал он.
Затем спросили его:
«Скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес?»
Он отвечал им:«Первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно моей душе, а признание себя еретиком значит отлучение от Бога, а я не хочу быть отлученным от моего Бога».
Выслушав это, они подивились его рассудительности и отошли, получив назидание».
(Древний патерик. 1914. С. 27. № 4.)
Правила Лаодикийского Собора.
Правило 9. Да не будет позволено церковным людям ходить для молитвы или для врачевания на кладбища всяких еретиков или, в так именуемые у них, мученические места. А ходящим, если они верные, быть лишенными общения церковного на некое время. Кающихся же и исповедующих, что согрешили, принимать в общение. (ссылка)
Правило 34. Всякому христианину не подобает оставлять мучеников Христовых и отходить ко лжемученикам, которые у еретиков находятся или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога; того ради, прибегающие к ним да будут под клятвою. (ссылка)
Священномученик Киприан Карфагенский.
Или же, отторгнутый от Церкви, он перейдет к еретикам и раскольникам: там, хотя бы после и был умерщвлен ради имени Христова, он, как поставленный вне Церкви и отделенный от единения и любви, не может и чрез смерть получить венца
[Письмо к Антониану о Корнелии и Новациане, с. 167].
Знай же, что прежде всего мы не должны любопытствовать, чему он учит, когда учит вне Церкви. Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, раз он не в Церкви Христа. Пусть он себе хвалится, пусть надменно прославляет свою философию и красноречие, но кто не сохранил ни братской любви, ни церковного единения, тот потерял и то, чем был прежде
[Письмо к Антониану о Корнелии и Новациане, с. 173].
А так как в аду нет покаяния и не может там быть исповедания, то те, которые каются и умоляют от всего сердца простить, должны быть принимаемы внутрь Церкви и в ней сохранены для Господа, Который, когда придет в Свою Церкви, будет судить тех, кого обретет внутри ее. Отступники же и беглецы или противники и враги Церкови Христовой, если бы даже потерпели смерть вне ее за имя Христово, не могут быть, по Апостолу, допущены к миру с Церковью, так как они не удержали единства ни духа, ни Церкви
[Письмо к Антониану о Корнелии и Новациане, с. 178].
Враг Церкви, он презирает как пленников и побежденных, так и тех, которых сам отторгнул от Церкви, и продолжает нападать на тех, в коих усматривает живущего Христа. Но хотя бы кто-нибудь из таковых и был уловлен им, то напрасно будет он льстить себе ложным именем исповедничества, потому что, как известно, если бы таковые и были умерщвлены вне Церкви, то это не будет венцом веры, но скорее наказанием за вероломство, и не вселятся между единомышленниками в доме Божием те, кои по безумной страсти к разногласию удалились из этого миролюбивого дома
[Письмо к Корнелию в заточении о его исповедничестве, с. 233 -- 234].
Какое крещение может иметь большую и высшую силу, как крещение исповедания и страдания, когда исповедующий Христа пред людьми крещается своею собственною кровию? Однако ж и это крещение не приносит пользы еретику, хотя бы он и исповедал Христа и умерщвлен был за него вне Церкви; разве уж покровители и защитники еретиков, умерщвленных за ложное исповедание Христа, вопреки свидетельству апостола, который говорит, что хотя бы таковые и сожжены и умерщвлены были, то и то само по себе не может принести им никакой пользы, – будут удостоевать их славы и венца мученического! Если же еретику нисколько не может послужить во спасение даже и крещение публичного исповедания и крови, потому что вне Церкви нет спасения... [...] При этом некоторые (как будто человеческим мудрованием они могут упразднить истину евангельской проповеди) выставляют против нас оглашенных и спрашивают: если кто-нибудь из них прежде, чем успеет креститься в Церкви, будет захвачен за исповедание имени и умерщвлен, то уже ли и такой должен потерять надежду спасения и награду исповедания потому только, что не возродился прежде водою? Да будет же ведомо таковым благоприятелям и защитникам еретиков, что те оглашенные, во-первых, содержат чистую веру и истину Церкви и на победу диавола выходят из Божественного стана с полным и искренним познанием Бога Отца, Христа и Святого духа; а во-вторых, они и не лишаются таинства крещения, как люди крещенные славнейшим и величайшим крещением крови, о котором и Господь говорил: что он намерен «креститься» иным «крещением» (Лк.12:50). А что крестившиеся своею кровию и освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит разбойнику, верующему и исповедующему в самом страдании, что он будет с Ним в раю (Лк.23:43).
(Письмо к Юбаяну о крещении еретиков)
Цит. по: Священномученик Киприан Карфагенский. Таинство единства Церкви: Сб. писем / Сост. свящ. Александра Гумерова. -- М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. -- 368 с.: ил. -- (Письма о духовной жизни).