Я заметил, что иногда, говоря о еретиках и ереси, путают две разные вещи: ересь и невежество. Например, кто-нибудь говорит: вот, если соблюдать правила, запрещающие молиться с еретиками, то тогда нельзя вообще молиться в православном храме, потому-де, что у многих мирян, если порасспрашивать их, найдутся большие или малые погрешности в догматических представлениях, даже те, что соборно осуждены Церковью как ересь. И что даже будто бы они вообще "не христиане". Поэтому, пожалуй, сделаю несколько замечаний.
Понятие «ересь» подразумевает выбор (это одно из основных значений греческого αἵρεσις 'airesis). Для того, чтобы сделать выбор, нужно иметь и знать, из чего выбирать – то есть, знать учение Православной Церкви и знать альтернативное ему лжеучение, затем сделать сознательный выбор в пользу последнего. Либо же сознательно принадлежать к организации, которая официально сделала такой выбор. Вот это – ересь.
Иное дело – невежество. Это когда человек, считая себя членом Православной Церкви, исповедует заблуждения, искренне полагая их учением Православной Церкви, которого он просто не знает или неправильно понимает. И грех невежества, в отличие от греха ереси, не выводит человека за границы Церкви.
Если какой-нибудь Иван Иванович считает себя православным христианином и при этом, допустим, понимает учение о Троице в савеллианском духе – то он не еретик, а невежда. И если ему кто-то, узнав об этом, скажет: «ты заблуждаешься, брат, учение Церкви иное», а он, узнав это, ответит: «да, каюсь, отвергаю своё заблуждение и следую тому, как верит Церковь» – это не значит, что ему нужно пройти чин присоединения. Но если Иван Иванович, узнав подлинное учение Церкви, скажет: «а я всё равно верю по-своему!» – вот тогда он становится еретиком.
Собственно, вопрос о "границах Церкви" во многом сводится к вопросу о доверии человека к Истинной Церкви и сознательном желании следовать её учению.
Расхожая поговорка про "благими намерениями вымощена дорога в ад" - лживая. Из пасхального слова свт. Иоанна Златоуста мы знаем, что Господь "и дела приемлет, и намерения целует".
Поэтому, если человек сознательно считает себя членом Православной Церкви, он является таковым, несмотря на грех невежества (если он не знает или не понимает каких-либо догматов).
И при наличии этого осознанного намерения даже отсутствие водного крещения, строго говоря, не является препятствием. Это видно, если мы посмотрим на святых мучеников, "крестившихся своею кровью". Например, святой Амир Иерусалимский. Когда он, будучи мусульманином, увидел, что благодатный огонь сошёл к выгнанным из храма православным, то уверовал и воскликнул: "истинна вера православных христиан, и я - православный христианин!", за что был немедленно зарублен своими единоплеменниками-сослуживцами. И, однако же, не только вошёл в Церковь, но и был прославлен, как святой.
Также, как и мученик Вонифатий, и один из Севастийских мучеников, и другие, им подобные. Хотя если бы "остановить мгновенье" и до мученичества устроить им опрос относительно веры, то, скорее всего, безупречно изложить курс догматики они бы не смогли.
Итак, всякий, кто сознательно говорит: я верю так, как верит Православная Церковь - тот православный христианин, и его частные непонимания или заблуждения не отлучают его от Церкви и никому не дают право называть его еретиком.
Можно вспомнить и такой пример. Когда в XVIII веке, после "усмирения" болгарской местности одному из турецких отрядов достались от другого отряда маленькие дети-пленники, то, устав возиться с ними, турки решили их убить. Но один турок сказал: "недавно наш паша строго запретил убивать европейцев-католиков. А вдруг потом выяснится, что среди этих детей оказался кто-то из детей европейцев?" Турки смутились и готовы были уже отказаться от убийственной затеи, но тут другой турок нашёл "выход", предложив попросить детей перекреститься, и если кто-то перекрестится по-католически, слева на право, то оставить в живых, а если перекрестится по-православному, справа на лево, то таких убить. Так и поступили, и каждый малыш - а им было по четыре-пять лет, - перекрестился по-православному, и все приняли смерть как мученики.
Да, важно верить разумно и знать, во что веришь, и, сколько имеешь возможности, учиться в вере. Но всё-таки спасает нас не разум и не степень нашего разумного усвоения догматических истин православной веры, а пребывание на корабле спасения - Православной Церкви. И если кто-то из пассажиров плохо знает устройство корабля или даже не разбирается в принципах мореплавания - это не значит, что его сбросят за борт. Он такой же пассажир, как и мы, и его нельзя причислять к тем, кто сам сознательно спрыгивает за борт, или кто даже и не вступал на борт корабля спасения.
источник