Вопрос 1.
Что такое это "согласие отцов" и зачем оно нужно нам?

Edictum Mediolanense

Ответ: Это принцип или лучше сказать, правило, с помощью которого, говоря словами преподобного Викентия Лиринского, можно "узнать... как некоторым верным и как бы общим путем отличать истину веры кафолической от лживости уклонения еретического" и каким образом "узнать обманы и избежать сетей вновь являющихся еретиков и пребыть в здравой вере здравым и целым".

Вопрос 2. Не достаточно ли для этого Святых Вселенских Соборов?

Ответ: Достаточно для тех вопросов для которых были собраны эти Соборы. Однако, выслушаем самих отцов Пятого Вселенского Собора:

"Святой собор сказал: «для порядка пусть прочитают все, что сделано». Когда это было исполнено, святой собор сказал:

«считая обязанностию священников — положить начало находящемуся у нас делу о трех главах, о которых письменно спрашивал нас благочестивейший и миролюбивейший император, и всем объявить о правой вере и о святых отцах и учителях, которые в разные времена сияли в святой Церкви Божией,

мы исповедуем пред всеми, что содержим и исповедуем ту веру, которая сначала дарована великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом святым апостолам и ими была проповедана во всем мире, которую исповедали и изъяснили и передали святым церквам святые отцы и преимущественно те, которые собирались на четырех святых соборах;им мы следуем всецело и во всем и приемлем их;

приемлем также и четыре святых собора, то есть, триста восемнадцать святых отцов собиравшихся в Никее, и сто пятьдесят собиравшихся в Константинополе, и двести собиравшихся в первый раз в Ефесе, и шесть сот тридцать собиравшихся в Халкидоне, и все, что вышеуказанными четырьмя святыми соборами определено относительно одной и той же веры; а всех, осужденных вышеупомянутыми четырьмя святыми соборами, признаем осужденными и анафематствованными наравне с прочими еретиками.

При этом мы делаем известным, что хранили и храним все, что, как сказано выше, определено четырьмя вышеупомянутыми святыми соборами относительно правой веры и что, на основании канонов, положено ими относительно церковной практики. Ибо хотя в разные времена созываемы были против появлявшихся еретиков четыре вышеупомянутые святые собора; но они удержали и провозгласили одно и тоже исповедание правой веры, и потому все, согласное с тем, что упомянутыми четырьмя святыми соборами определено относительно правой веры, мы приемлем; а все, что несогласно с определениями тех же четырех святых соборов относительно правой веры и написано с целию нанести оскорбление или сопротивление тем же четырем соборам или одному из них и в защиту еретиков и их нечестивого учения, все это, считая чуждым благочестия, мы осуждаем и анафематствуем»."

Как мы видим, отцы безусловно принимают и исповедуют веру, которая дарована Спасителем Его Церкви от начала, "одно и тоже исповедание правой веры". Но:

«Сверх того мы во всем следуем и святым отцам и учителям Церкви, Афанасию, Иларию, Василию, Григорию богослову, Григорию нисскому, Амвросию, Августину, Феофилу, Иоанну константинопольскому, Кириллу, Льву, Проклу, и приемлем все, что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков. Приемлем также и прочих святых отцов, которые безукоризненно до конца жизни своей проповедовали правую веру в святой Церкви Божией.

Итак, поелику в святой кафолической и апостольской Церкви Божией должно быть сохраняемо и проповедуемо это правое исповедание; то если кто либо удаляет себя самого от него, удаляющий себя самого от правой веры и вступающий в общение с еретиками, справедливо осуждается и анафематствуется святою Церковию Божиею».

Деяния Вселенских Соборов. Деяния V Вселенского Собора, 3-е.

Итак, сей Собор выделяет двенадцать отцов, чьи писания в совокупности признаются им, Собором, непогрешимыми, но и всех "прочих святых отцов", проповедовавших ту же правую веру. Посему, если что-то мы не находим в соборных решениях, мы можем и должны обратиться к творениям святых отцов, которых сами Соборы объявляют достойными всяческого доверия. 

Если кому-то нужно удостоверение Вселенского Собора относительно принципа согласия отцов, то вот оно выражено вполне ясно и недвусмысленно.

 

Вопрос 3. Что это за двенадцать отцов, которых Вселенский Собор признал непогрешимыми в учениях?

Ответ: Подробнее прочтём об этом разъяснение:

«9 мая (такую датировку принимают, следуя краткой редакции; по пространной редакции – 12 мая). Участники Собора… определили, следуя во много зачитанному в 1-ом деянии «Определению» святого Юстиниана (Hefele, Leqlercq. Vol.3(1). P.84), основные принципы своей работы – придерживаться решений четырех Вселенских Соборов и учения святых отцов: святителей

Афанасия Великого,

Василия Великого,

Григория Богослова,

Григория Нисского,

Амвросия Медиоланского,

Иоанна Златоуста,

Кирилла Александрийского,

Прокла Константинопольского,

Льва Великого,

бл. Августина [Гиппонского],

епископа Илария Пиктавийского,

Архиепископа Феофила Александрийского,

принимая всё, что «они изложили о правой вере и об осуждении еретиков»

(ACO& T.4. V.1. P.37; ДВС. Т.3. С.314).
Вселенские Соборы. Православная энциклопедия, Москва, 2005.

 Учения указанных святых отцов Вселенские Соборы признают безусловно и в полноте.

 

Вопрос 4. Но мы видим, что в числе непогрешимых отцов упомянут Свт. Григорий Нисский, у которого, как нам известно, были ошибочные суждения об апокатастасисе, то есть о таком всеобщем восстановлении, какое было осуждено Церковью. Нет ли здесь противоречия, ведь он назван в числе безошибочных, при наличии ошибок?

Ответ: Нет, противоречия здесь нет. Как мы видим, отцы Собора не говорят, что написанное каждым из отцов непогрешимо, но они говорят: «приемлем... что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков» , не каждый в отдельности, а они все, то есть, в совокупности. Ни один человек не может обладать той святостью и безошибочностью, которая дана Богом всей Церкви. И здесь речь идёт о том, что, когда эти двенадцать отцов говорят согласно о каком-то вопросе, то их общее согласие и будет выражением истины от Бога, хотя бы кто-то из них в ином и ошибся. 

 

Вопрос 5. Стало быть, когда нам говорят, что для установления согласия отцов необходимо изучить все до одного творения всех святых, даже и те, которые пока не найдены или не переведены на доступный нам язык, или переведены плохо, такие люди заблуждаются?

Ответ: Совершенно верно, они просто неправильно понимают принцип consensus patrum и не знают, либо не принимают установления Вселенских Соборов. Для отыскания истины по какому-либо вероучительному вопросу довольно узнать суждения по нему этих двенадцати отцов или даже нескольких из них - согласно слову Вселенского Пятого Собора и последующих, которые подтверждали постановления предыдущих. 


 обновления следуют!