theofan1"Человеческие учения все стремятся к новому, растут, развиваются, — и естественно; ибо они не имеют истины, а только ищут ее. И пусть ищут, если только найдут что прочное. Для нас и истины, и пути к истине определены однажды навсегда. Мы обладаем истиною, и весь труд у нас обращается на усвоение, а не на открытие ее. — Там стало законом: вперед, вперед! — А относительно нашего учения свыше изречено:стойте… неподвижни пребывайте. — Если что остается нам, то только утверждаться и утверждать других.

— В этом отношении и нашему учению свойственно движение — расширение; но не в области истины, а в области обладаемых истиною и покорных ей. Наш долг всякому новому поколению среди нас сообщать и внушать истину Божию, народы, неведущие ее, просвещать проповедью о ней, паче же всего хранить неприкосновенною истину Божию в сердцах всех, находящихся в ограде Церкви Божией. — И вот здесь, соответственно времени, могут быть свои особые труды, к которым надобно приготовлять учащихся и пригласить учившихся.

Да, братие и отцы, наше дело прозревать и предугадывать ухищрения духа лжи и противопоставлять его козням сильный и действенный отпор. Со времени явления Господа на земле, дух лжи не перестает восставать на истину и враждебно покушается подавить ее, видоизменяя способы и приемы, и неизменным оставаясь только в коварстве и лукавстве. — После разнообразных ересей, он изобрел на Западе центр единства, и с помощью его, прямо и косвенно, расплодил там множество зловредных учений, которые совсем почти заслонили собою истину, изнемогающую в борьбе с ними, потому что к ней самой примешана часть лжи, обессилившая ее. Оттого Европа, опередившая нас в некоторых отношениях, сильно страдает лжеверием, неверием и индифферентизмом. А между тем у нас только Европа и восхваляется, — и вот целыми кораблями везут к нам оттуда, вместе с добром, и полчища врагов истины: (вещи, лица, книги), которым трудно найти приличное имя, между которыми можно однакож различить как бы два неприятельских стана: папизм и вольномыслие, (как будто противоположности, а между тем это отец и исчадие его). — Тайными путями входят они в область нашу, в надежде на верный успех. Для нас лично не страшны, конечно, ни паутинные сети этого общества отщепенцев-папистов, ни призрачная лесть суемудрия, прикрытая личиною здравоумия и ратующая во имя свободы убеждения; но нам не себя только спасать, а стадо Христово ограждать должно. А тут домашний враг, состоящий в заговоре с врагами внешними и подготовляющий им дорогу — разъединение паствы с пастырями, не знать как образовавшееся, но начавшее высказываться уже печатно — с одной стороны, — и все более и более расширяющееся развитие стихий духа мирского, противного духу Христову — с другой. Все это вы знаете, братие и отцы; верно, болите о том душою, и горите готовностью противодействовать врагам. Я только пользуюсь случаем одновременно огласить слух всех, чтобы всех соединить в одну мысль, и одну решимость деятельно спасать святую веру и все, что утверждается на вере. По крайней мере, вы видите, что предлежит нам делать впереди, к какой именно борьбе надобно приготовлять учащихся, и к каким трудам пригласить учившихся. 

Ни для кого не тайна, что наше время есть время какого-то брожения, похожего на разложение (химическое) стихий в вещественном мире. — Но как последнее всегда, говорят, сопровождается своего рода соединениями, мало заметными под видимыми нестройными движениями стихий; так своего рода соединения духовные должны происходить и ныне среди нас. Только какого они рода?! — Господь, пришедши на землю, произвел спасительное разъединение крепкого в единомыслии лукавства мира. Вверженный Им на землю огонь Божественной жизни, отревая чувственность и самость, и привлекая к себе дух человека, из сего совокупления образовал духовное царство Божие, св. Церковь, хранимую им доселе и в нас и среди нас. Что же это делается ныне?! — Не огонь ли, из бездны исторгающийся, снова распаляет самость и чувственность, чтобы погасить дух, возженный вначале? — Если так, то ведь нам, братие, вверено хранить огонь Божий неугасимым в святилище Божием. Подвигнем же к этому свою ревность!

Настоящее положение дел не есть неожиданность. Его во всей подробности предвидел св. Апостол Павел, и тогда же прописал в лице Ап. Тимофея, наставление, как и что должно делать преемникам их в подобных случаях.

"Сие же веждь, говорит он св. Тимофею, яко в последние дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горды, хульницы, родителям противящийся… нелюбовни, непримирительны… невоздержницы… предателе… сластолюбцы паче, нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвершийся… поныряющии в домы и плиняющии женщица… Не так ли это теперь? — Всегда учащася, и николиже в разум истины прийти могущия. Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, тако и сии противляются истины, человецы растлинни умом, и неискусни о вере… (2 Тим. 3, 1-8). Будет время, егда здравого учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся." (2 Тим.4.3-4). — Не то ли делается ныне?

Что же делать ревнителю истины в подобных обстоятельствах? — Вот что!

"Ты же трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори… (— 4, 5). Не постыдися страстию Господа нашего Иисуса Христа… но спостражди благовиствованию Христову по силе Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым… Образ имей здравых словес, их же от мене слышал еси… (— 1, 8-9, 13). Проповедуй слово, настой благовременне и безвремени, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением (— 4, 2)".

Итак, воспроповедуем братие, в храмах и домах, в общих собраниях и частных беседах, устно, письменно, печатно. Да будем трубами, непрестанно гласящими, но внятными. Бросим разделение, тайно проходящее, в рядах наших; составим братский союз, сосредоточим силы, устремим их все на одно. Истина сама за себя стоит; огласим ею слух всех, и она сама привлечет как предуведе Отец наш небесный. Только поведем сие дело так, чтобы никто не мог сказать нам по правде, врачу, исцелися сам".

О Православии с предостережениями от погрешений против него.